Как сделать откатные ворота с калиткой. Как сделать откатные ворота из профнастила – технология изготовления, монтаж и установка. Как сделать откатные ворота своими руками: поэтапная инструкция

Сдвижные ворота длительное время использовались только в зданиях промышленного назначения, так как считалось, что их конструкция сложна. С появлением новых технических решений и широкого выбора комплектующих они стали набирать популярность у застройщиков. Сейчас монтаж сдвижных ворот настолько упростился, что их установка доступна для выполнения своими руками.

Устройство сдвижных ворот

Сдвижные ворота

Конструкция сдвижных ворот состоит из плоскости, или панели, которая имеет возможность перемещаться в горизонтальной плоскости по роликам. Такие ворота еще называют откатными или раздвижными.

Подобное сооружение позволяет рационально использовать пространство: отсутствуют габаритные створки, как в распашных воротах. Конструкция перемещается вдоль ограждения, поэтому требуется минимальная площадь для ее функционирования. Устройство не требует укладки рельсов, что исключает контакт с поверхностью грунта. Это имеет значение в зимний период при выпадении снега.

Стандартная конструкция сдвижных ворот предусматривает механическое открывание и доступна для самостоятельного исполнения. Современные конструкции оборудованы автоматизированным приводом, что делает их использование более комфортным, но существенно повышает стоимость.

Простота эксплуатации таких ворот, а также их надежность и долговечность, обуславливают широкую популярность у застройщиков. Конструкция может быть собрана из различных по стоимости и фактуре материалов, что дает возможность создания оригинальных ворот без потери качества и функциональности.


Названия элементов

Если принимается решение о сооружении ворот, оборудованных автоматикой, то без труда можно приобрести готовые узлы в специализированных торговых точках. Управление такими системами происходит в ручном или дистанционном режимах. Устанавливают автоматические выключатели для общей защиты, монтируют сигнализацию, работающую синхронно с приводом.

Выбор деталей ворот

Правильный выбор комплектующих сдвижных ворот при самостоятельном монтаже определяет надежность и долговечность конструкции. Ворота состоят из следующих основных элементов:

  • роликовые каретки;
  • направляющая;
  • держатели и ловушки.

Сдвижные ворота

Перед выбором фурнитуры сдвижных ворот определите пространство, требуемое для отката. На выбор материала влияет нагрузка, она зависит от габаритов и массы изделия.

Сдвижные ворота классифицируют в зависимости от размеров проема и веса:

  • малые (ширина до 4 м и масса до 0,4 т);
  • средние (до 6 м и 0,6 т);
  • большие (от 6 м и свыше 0,6 т).

Если ворота относятся к категории с весом до 400 кг, то допускается использование легких материалов: профнастила или сайдинга. Дополнительных требований к фурнитуре нет. При массивной конструкции ворот должны быть использованы усиленные вспомогательные элементы.

Обязательное требование к каркасу – его жесткость. Это связано с тем, что помимо обычных нагрузок присутствует повышенная парусность. С целью уменьшения массы широко применяется профильная труба, а при выборе материала полотна ориентируются на его способность выдерживать собственный вес без деформации.

Заливка фундамента

Установка сдвижных ворот требует сооружения фундамента. Строительство его начинаются с разметки. Для определения протяженности основания отмеряют от крайней точки половину величины проема. По ширине фундамент принимается около полуметра.

Если конструкция ограждения выполнена капитально, то его столбы могут быть использованы как опоры. В противном случае необходим монтаж ответной опоры. Причем яма для нее делается с примыканием к внутренней части забора, но не сокращая ширину проема.

Если планируется монтаж автоматики, то необходимо предусмотреть укладку силового кабеля. По правилам безопасного ведения электромонтажных работ, он помещается в трубу.

При выемке грунта под фундамент учитывают глубину промерзания: котлован выполняется ниже этого уровня.

Рекомендуется сооружать основание, в основе которого находится закладная деталь. В качестве ее используют швеллер №16, к которому под прямым углом привариваются отрезки арматуры диаметром 12 мм. Затем к конструкции приваривают решетку из арматуры такого же размера.

После сборки закладного элемента его погружают в котлован таким образом, чтобы свободные концы арматуры были направлены вниз. При этом торец швеллера должен плотно соприкасаться со столбом ограждения. Работы ведутся с постоянным контролем горизонтальности положения швеллера.

Монтаж закладной детали происходит с учетом ее положения по отношению к горизонту дорожного покрытия. Если они находятся на одном уровне, то расстояние от низа полотна до покрытия дороги будет около 100 мм. При необходимости, его можно несколько увеличить, используя для регулировки, специальные подкладки.

Уменьшение зазора приведет к недопустимому нарушению технологии крепления.

При ширине проема, превышающем 4,5 м, требуется установка двух опорных столбов. Это обеспечит необходимую жесткость конструкции и даст возможность работать в условиях большой парусности полотна.

Столбы имеют высоту, которая равна расстоянию от фундамента до верхней точки ворот плюс 50 мм. Для повышения жесткости нижняя часть опор и закладная соединяются при помощи сварки.

В ходе заливки бетона закладная деталь должна покрываться не полностью. После этого бетону требуется около трех недель, чтобы он застыл и набрал эксплуатационные свойства.

Пошаговая инструкция по монтажу сдвижных ворот

Каретка с роликами

Сначала обозначают траекторию, по которой будут перемещаться ворота. В качестве маячка выступает натянутый шнур. Его располагают так, чтобы расстояние от дорожного полотна составляло 200 мм, и отступают 30 мм от места расположения ответного столба. В данном случае шнур играет роль ориентира для правильного расположения несущего профиля.

Подготовленные к монтажу каретки с роликами вставляются в несущий профиль и смещаются к центральной части ворот. Затем створку с каретками устанавливают в закладной швеллер. После этого устанавливаются опоры и подгоняются так, чтобы они прикасались к шнуру. При этом должна соблюдаться параллельность относительность обеих поверхностей.

Крепление роликовых тележек к швеллеру

При установке сдвижных ворот ответственным этапом является правильная фиксация роликовых кареток. В ходе этого процесса необходимо соблюдать следующий порядок.

Площадка для регулировки второй каретки соединяются сваркой со швеллером.

После этого, выкатив ворота в проем, действия повторяют и монтируют площадку первой роликовой опоры.

Производится демонтаж роликовых кареток со своих опор, которые затем также снимаются с площадок, предназначенных для регулировки.

После этого закладную сваривают по периметру с регулировочными площадками и к ним монтируют опоры роликов. После этого опоры соединяются и крепятся к полотну.

Чтобы отрегулировать конструкцию по горизонтали, ворота полностью закрывают.

Процесс заключается в завинчивании или ослаблении крепления площадки гаечным ключом, что приводит к изменению и принятию требуемого положения конструкцией.


Роликовые каретки и фурнитура

Регулирование свободного хода

Опоры роликов регулируются путем ослабления гаек, соединяющих деталь с регулировочной площадкой. Ослабив крепление, необходимо несколько раз переместить ворота в направлениях закрывания и открывания. Таким образом опоры находят позицию, которая соответствует их беспрепятственному и легкому перемещению. По окончании регулировки, ранее ослабленный крепеж надежно затягивается.

Монтаж концевого ролика и заглушек

Местом расположения концевого ролика является лицевая сторона профиля. Для его крепления используется болтовое соединение.

В комплекте сдвижных ворот имеется заглушка, которая располагается с тыла профиля. Фиксация ее осуществляется путем сваривания. Функция этого элемента заключается в препятствовании проникновению посторонних предметов и осадков в полость несущей детали, что позволяет достичь безотказной работы механизма.

Для монтажа верхней направляющей необходимо сначала ослабить крепление роликов. После этого кронштейн монтируется с касанием роликов и верхней части полотна так, чтобы крепежные отверстия были обращены к опорному столбу. Детали прижимаются друг к другу и закрепляются резьбовым соединением.

Обшивка полотна ворот профлистом

Завершив все описанные выше мероприятия, можно приступать к установке профнастила на каркас, который представляет собой раму. Перед этим осуществляют разметку и нарезку листов в зависимости от габаритов сдвижных ворот.


Ворота, обшитые профнастилом

За начальную точку крепления профлистов выбирают переднюю кромку ворот. В качестве крепежа применяются саморезы или заклепки. Причем последние предпочтительней, так как они меньше подвержены коррозии. Последовательность укладки профнастила подразумевает наложение волн последующего в предыдущий лист.

Установка уловителей

Заключительным этапом сборки своими руками сдвижных ворот является установка уловителей. Нижний монтируется после полной сборки ворот, то есть при воздействии максимальных усилий. Он воспринимает на себя часть нагрузок, что облегчает работу роликовых опор. Место его установки определяется при полностью закрытых воротах, при этом уловитель и концевой ролик должны быть совмещены.

Задача верхнего уловителя заключается в препятствовании колебаниям полотна вследствие воздействия ветра. Ориентиром для места его установки служит позиция защитных уголков. При этом последние устанавливаются так, чтобы скобы уловителя их касались.


Установка ворот своими руками

Самостоятельная установка автоматики

Для монтажа автоматических сдвижных ворот своими руками необходимы общие знания в области электротехники. Если имеющихся знаний недостаточно, то сопроводительная документация, прилагаемая к приводу, поможет при решении этой задачи.

Еще в период проектирования конструкции ворот определяются с их типом. В случае монтажа автоматических ворот при заливке основания конструкции производят укладку кабелей. С этой целью в швеллере выполняются специальные отверстия.


Детали ворот (автоматика)

На опорах отмечается траектория прокладки проводки и размещения элементов автоматики. Далее провода монтируются в соответствии с обозначенной трассой.

Важным параметром, определяющим качество сборки конструкции, является величина зазора между шестерней и зубцами рейки: она должна соответствовать указанному значению производителем в инструкции.

При монтаже зубчатой рейки следует учитывать то, что она поставляется длиной в один метр. Поэтому при стыковке ее участков необходимо, чтобы в местах соединения получался целый зуб, что не допустит заедания при перемещении полотна.

Ответственным этапом является подключение ворот к автоматике. Рекомендуется по ходу подключения элементов конструкции сразу же контролировать работоспособность системы. Если этого не сделать, то впоследствии возникнут сложности при определении участка, на котором была допущена ошибка.

Ворота откатного типа являются основным конкурентом традиционных распашных конструкций. Хотя некоторые побаиваются использовать их на своем участке ввиду более сложной сборки. Если уделить внимание и разобраться с принципом работы ворот такого типа, подобрать оптимальный вариант конструкции и четко следовать технологии, то изготовить и установить откатные ворота своими руками получится у каждого. Главное – правильно рассчитать, выбрать комплектующие и соблюдать рекомендованные строительные нормы.

Откатные автоматические ворота – удобство эксплуатации

Требования к установке ворот откатного типа

Первоначально необходимо осмотреть участок и убедиться, что монтаж сдвижной конструкции возможен. Проем и прилегающая территория должны соответствовать перечню требований:

  1. Наличие свободного пространства для беспрепятственного отката створки. Для нормальной работы ворот вдоль забора должно оставаться не менее полторы ширины проема, а в глубину участка – от 40 см.
  2. Сдвигающаяся створка будет перемещаться с внутренней стороны забора – это надо учесть при планировке территории, высадке деревьев и кустарников.
  3. На пути движения створки не должна находиться калитка – ее лучше обустроить с противоположной стороны. Альтернативное решение – ворота со встроенной калиткой. Недостаток конструкции – наличие высокого порога, затрудняющего проход детям и пожилым людям.
  4. Ровность рельефа – важное условие свободного открытия/закрытия полотнища. Наличие бугров, наклонов и впадин повышает нагрузку на автоматику.

Неровности рельефа усложняют установку

Особенности конструкций и эксплуатации раздвижных ворот

Существуют разные виды откатных ворот, отличающиеся между собою конструктивно. Чтобы определить оптимальный вариант оформления въезда, нужно сравнить основные критерии выбора: сложность сооружения, надежность конструкции, удобство эксплуатации и возможность самостоятельного изготовления.

Подвесные модели – долговечность и простота управления

Подвесные ворота чаще устанавливаются при въезде на территорию производственного предприятия, склада или ангара. В конструкции предусмотрена направляющая, зафиксированная на верхней балке перекрытия. Полотно подвешивается и передвигается посредством роликовых тележек. С нижней части створки опоры нет.

К преимуществам откатных ворот такого типа относятся:

  • высокая устойчивость к ветровым нагрузкам;
  • надежность и долговечность конструкции – многие въездные системы, возведенные 50 лет назад, нормально функционируют и сегодня;
  • независимость от погодных условий, благодаря отсутствию нижней точки опоры;
  • возможность ручного и автоматизированного управления;
  • способность противостоять взлому.

Конструкция подвесных откатных ворот

Недостатки подвесных ворот:

  • высокая металлоемкость конструкции значительно повышает ее стоимость;
  • ограниченная пропускная способность автотранспорта из-за верхнего расположения направляющего рельса.

Рельсовые ворота – универсальность использования

Рельсовые модели имеют самую простую конструкцию и схему сборки из всех видов ворот. Створка движется по рельсу, залитому в земле по линии проема. Полотно опирается на приваренные снизу ролики. Рельсовые откатные ворота своими руками изготовить проще всего, поэтому этот вариант часто встречается на дачных участках и придомовых территориях.

Кроме указанных плюсов, конструкция обладает следующими достоинствами:

  • возможность установки на больших проемах (до 6 м) – створка не провисает;
  • компактность модели – при открытии, полотно занимает место, равное проему;
  • высокая ударопрочность и безопасность – при изготовлении можно использовать мощный каркас и прочную тяжелую обшивку полотна, способную противостоять таранному удару.

Основной недостаток такой модификации – необходимость регулярной очистки монорельса от песка, мусора, грязи и снега, мешающих нормальному перемещению створки.

Важно! В рельсе, в самый неподходящий момент после дождя или таяния снега может застыть вода. Лед заблокирует работу. Эта проблема становится особенно актуальной в зимнее время года при резких скачках температуры.

Принцип работы ворот рельсового типа

Консольная конструкция – удобство эксплуатации

Консольные автоматические откатные ворота многие считают оптимальным вариантом обустройства частной и производственной территории. С точки зрения соотношения цена/качество модель несколько превосходит своих собратьев, описанных выше.

Основу конструкции составляет консоль – швеллер, удерживающий створку ворот в открытом или закрытом положении. Для уравновешивания тяжести полотна длина направляющей балки превышает ширину проема в 1,5 раза.

Достоинства раздвижных откатных ворот консольного типа:

  • створка не касается поверхности земли, поэтому ее перемещение не зависит от погодных условий – расстояние до грунта составляет порядка 10 см;
  • легкий ход створки при правильном подборе и установке комплектующих;
  • неограниченный заезд по высоте;
  • роликовые тележки размещаются внутри заваренной балки, что предотвращает попадание осадков, грязи на рабочий механизм и продлевает срок службы ворот;
  • плотность прилегания полотна к забору обеспечивает защиту от любопытных глаз;
  • простота установки электропривода.

Откатные ворота консольного типа

Перед тем как сделать откатные ворота своими руками, необходимо учесть возможные сложности:

  • требуется много свободного пространства для открытия створки;
  • необходимость обустройства мощного фундамента;
  • изготовление и сборка консоли – сложный процесс, требующий от исполнителя навыков в проектировании и строительстве.

Выбор материала для ворот откатного типа

Определившись с типом конструкции, следует выбрать материал изготовления рамы и обшивки полотна. Для создания каркаса применяется профильная труба или дерево. Внутреннее наполнение воротины выполняется одним из материалов:

  1. Стеновой профнастил отличается легким весом, простотой обработки, хорошими прочностными и декоративными характеристиками.
  2. Листовой металл достаточно тяжелый, поэтому с ним сложно работать самостоятельно. Плюс такой обшивки – высокая прочность створки.
  3. Дерево прихотливо в обслуживании и требует периодической обработки защитными средствами. Неоспоримое преимущество – красивый внешний вид.
  4. Кованые элементы способны превратить обычные ворота в произведение искусства. Недостаток конструкции – высокая стоимость.

Важно! Выбирая для зашивки ворот разные породы дерева, художественную ковку, листовой металл или сэндвич-панели следует помнить, что такие материалы требуют использования усиленной фурнитуры и комплектующих.

Кованные откатные ворота – респектабельность конструкции

Поэтапное изготовление ворот с откатным механизмом

Разберем технологию изготовления консольной конструкции своими руками на примере откатных ворот из профнастила. Пошаговая инструкция отображает основные этапы, чертежи и схемы сборки.

Расчет конструкции и разработка чертежа

Последовательность выполнения расчетов:


  1. Расчет противовеса, необходимого для уравновешивания створки во время ее движения. Благодаря удлиненной консоли тяжесть всей конструкции равномерно распределяется по кареткам. Оптимальная длина противовеса – 50% ширины проема, минимально допустимая длина – 40%.
  2. Расчет веса воротины зависит от используемых материалов. Средний вес профлиста – 4 кг/кв. м, стального листа толщиной 2 мм – 17 кг/кв. м. Например, полотно ворот из профастила габаритами 4*2 м весит порядка 200 кг. Исходя из этого показателя определяются параметры несущей балки и комплектующих. Для конструкции в 300 кг подойдет балка с ребрами 9*5 см, толщиной от 3,5 мм.
  3. Расчет прочности комплектующих. Несущая способность зависит от интенсивности использования ворот, ветровой нагрузки и веса конструкции. Рекомендации по выбору роликового механизма:
    • ворота из профлиста под проем в 4 м – усиленные роликовые опоры до 350 кг;
    • при обшивке деревом/коваными элементами и проезде до 5-7 м – комплекты до 500-800 кг соответственно;
    • обустройство проема до 12 м – усиленная система до 1000 кг.

Чертеж ворот на проем 4 метра

Чертеж изготовления откатных ворот из профнастила своими руками должен отображать основные параметры конструкции:

  • высоту, ширину ворот;
  • длину проема и направляющей;
  • схему сварки рамы и расположения поперечных реек.

Подготовка материалов и инструментов

Для создания ворот из профилированного листа под проем шириной 4 м понадобятся:

  • швеллер – закладная шириной 30-40 см, длиной – ½ ширины ворот;
  • пруты арматуры – около 15 м;
  • профнастил стеновой – 10 кв. м;
  • профильная труба 60*60 – 5 м;
  • труба 60*30 и 40*20 – по 20м;
  • цемент, песок и щебень для изготовления бетона;
  • краска, грунтовка и растворитель – по одной банке;
  • электроды – 1 уп.;
  • заклепки – около 200 шт.

Необходимые инструменты:

  • болгарка с кругами для работы с металлом;
  • сварочный аппарат;
  • шуруповерт;
  • бетономешалка;
  • лопата, топор, молоток, рулетка, уровень и отвес.

Для работы сдвижной системы нужно приобрести комплектующие. Стандартный набор включает:

  • несущий профиль;
  • роликовые опоры и каретки;
  • поддерживающие ролики – ограничители колебаний;
  • верхний и нижний уловители;
  • опорный ролик;
  • заглушки направляющей.

Схема расположения комплектующих в конструкции ворот

При установке роликовых опор желательно использовать регулировочные пластины, позволяющие «откорректировать» незначительные погрешности расчета, не повредив всю конструкцию. Опоры на регулировочных пластинах при необходимости меняют положение, как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. В стандартном комплекте фурнитуры такие пластины не предусмотрены.

Оценка и разметка участка под установку

При оценке территории и въездного проема следует обратить внимание на такие моменты:

  1. Оценить состояние старых опорных столбов. Для установки откатной конструкции подойдут кирпичные или железобетонные опоры сечением 20*20 см или труба – 60*40 см в объеме и более. Столбы должны быть строго вертикальными и залегать вглубь не менее, чем на 1,5 м.
  2. Фундамент будет располагаться впритык к опорным столбам. Параллельно забору должно оставаться место под закладную шириной 50 см.

Разметка участка:

  1. Определить уровень нулевой отметки и обозначить его на опорном столбе.
  2. Перенести отметку на вторую опору с помощью лазерного уровня.
  3. Натянуть шнур по отметкам и продолжить его в сторону отката ворот еще на два метра.
  4. Проверить горизонтальность полученной линии.

План фундамента под откатные ворота

Сооружение фундамента консольных ворот

Работы по закладке фундамента под откатные ворота с электроприводом выполняются в следующем порядке:

  1. Выкопать траншею согласно расчетным параметрам:
    • длина закладной – ½ ширины проема;
    • ширина фундаментного блока – 40-50 см;
    • глубина – 1-1,5 м (зависит от уровня промерзания грунта).
  2. Подготовить каркас основания:
    • нарезать куски арматуры, соответствующие по длине глубине ямы;
    • приварить элементы перпендикулярно швеллеру;
    • опоры «связать» поперечинами.
  3. Установить закладную:
    • на дно котлована насыпать песок (5 см), а сверху слой щебня (5 см);
    • утрамбовать песчано-гравийную подушку;
    • подготовить бетонный раствор;
    • закладную опустить арматурой вниз, выровняв плоскость швеллера.
  1. Проложить электропроводку под подключение автоматики, соблюдая ряд правил:
    • кабель должен находиться в пластиковой или металлической трубе;
    • диаметр трубы – не менее 25 мм;
    • выходы на поверхность грунта должны быть герметичными.
  2. Залить фундамент бетонным раствором. Можно использовать портландцемент М400 или кладочные смеси М200-М250.
  3. В теплое время года основание выдерживается 5 дней, а в холодное – до двух недель.

Установка закладной в котлован

Изготовление рамы и обшивка полотна

Основной каркас ворот изготавливается из трубы 60*40 или 60*30 мм, ребра жесткости и внутренние перемычки могут иметь сечение 20*40 мм.

Порядок сборки рамы:

  1. Профильные трубы «раскроить» согласно чертежу.
  2. Детали каркаса обезжирить, обработать растворителем и покрасить.
  3. Выложить элементы на ровную горизонтальную поверхность.
  4. Собрать периметр рамы и прихватить сваркой.
  5. Проверить ровность углов, диагоналей и окончательно приварить.
  6. Установить ребра жесткости и внутренние перемычки.
  7. К нижней поверхности рамы приварить несущую балку швами 30 мм через 40-50 см.
  8. Места сварки отшлифовать, обработать антикоррозийной грунтовкой и повторно покрыть краской.

Схема раскроя и сборки каркаса створки

Обшивку самодельных откатных ворот своими руками можно выполнять до или после монтажа створки:

  1. Установить первый лист, начиная с торца воротины. Для фиксации лучше использовать специальные заклепки. Рекомендованный шаг крепления – 30 см.
  2. Второй лист смонтировать в накладку с первым.
  3. Последующую обшивку выполнить до полного заполнения створки.

Установка и проверка работы ворот

Монтаж консольной конструкции выполняется в такой последовательности:

  1. Установить роликовые опоры:
    • каретки насадить на монтажную пластину;
    • на закладной отметить места расположения роликов – первая каретка располагается на расстоянии 15 см от проема ворота;
    • рассчитать положение второй каретки: от длины ворот вычесть 10 см и отсчитать полученное значение через весь проем от края опорного столба;
    • по отмеченным точкам приварить регулировочные пластины и установить на них ролики.
  2. Проверить ход створки:
    • полотно закатить на ролики;
    • зафиксировать в зарытом положении и установить строительный уровень в единой плоскости с консолью;
    • изменяя положение регулировочной пластины выставить полотнище в горизонт.
  3. Установить внутрь направляющей консоли накатной ролик.
  4. Закрыть торцевой срез направляющей заглушкой.
  5. К закладным приварить и прикрутить болтами нижний и верхний уловители.

Размещение верхнего уловителя

Автоматизация: выбор и монтаж электропривода

Для изготовления откатных ворот с электроприводом своими руками нужно подобрать соответствующую автоматику, исходя из размеров и веса конструкции:

  • для работы ворот на проеме в 4 м подойдет привод на 500-600 кг;
  • при проеме до 6 м используется привод на 600-1300 кг;
  • при интенсивном использовании (производственная территория) требуется монтаж привода на 1200-1800 кг.

Кроме мощности, важно обратить внимание на наличие дополнительного функционала:

  • контроль температуры, позволяющий бесперебойно работать в морозную погоду;
  • регулируемая скорость открывания створки;
  • наличие резервного питания, фотоэлементов и режима «калитка».

Важно! Лучше выбирать автоматику проверенных производителей: BFT, Life, Miller, Doorhan, An-Motors, Faac.

Электропривод для откатных ворот

Комплект автоматики для откатных ворот включает:

Общий порядок подключения автоматики:

  1. Выбрать место для размещения привода.
  2. Установить монтажное основание привода на швеллер между каретками и прикрутить к нему болтами привод.
  3. Открыть ворота и закрепить зубчатую рейку посередине привода.
  4. Монтировать концевые выключатели и подключить привод.
  5. Установить фотоэлементы системы безопасности и подсоединить сигнальную лампу.

Электросхема автоматики для откатных ворот

Разработку, изготовление и монтаж откатных ворот вполне реально выполнить самостоятельно. А вот подключение автоматики лучше доверить специалистам. Грамотный монтаж электропривода – залог плавного хода створки и сохранения гарантии на автоматическую систему.

Откатные или сдвижные ворота являются сложным механизмом, но, тем не менее они стали из-за своего удобства применяться достаточно широко как на промышленных объектах, так и в частных домовладениях. Существует масса производителей, делающих готовые ворота и комплектующие к ним, квалифицированная рабочая сила быстро и грамотно произведет установку, но тем, кто захочет сэкономить и применить творческую энергию в деле будет интересно устройство откатных ворот своими руками. Тем более что это вполне возможно.

Виды откатных ворот

Откатные ворота бывают разных конструкций, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Отметим их.

Подвесные откатные ворота

Эти ворота наиболее часто применялись на въездах предприятий и других охраняемых территорий. На значительной высоте, чтобы была возможность въезда грузового транспорта, монтировалась металлическая балка, а уже не не е при помощи роликовых тележек подвешивалось полотно ворот.

Подвесные ворота — надежные, но материалоемкие

Эта конструкция достаточно надежная , и до сих пор такие ворота, созданные более 50 лет назад, работают, но сейчас применяются мало в силу двух причин:

  • Верхняя балка все же ограничивает габариты проема ворот.
  • Такая конструкция очень материалоемкая и то, что было позволено во времена СССР пр и тогдашних ценах на металл, сейчас просто недопустимо.

Откатные по рельсу ворота

Это самая простая конструкция откатных ворот и теоретически самая надежная . Полотно ворот, стоящее на роликах, ездит по специальному рельсу, находящемуся на поверхности. Ворота еще поддерживаются в одной верхней точке в том месте, куда ворота уезжают при открытии. Такие ворота лучше всего использовать там, где периодически и постоянно убирают территорию, что в российских условиях часто недостижимо. Обычный снегопад легко заблокирует работу таких ворот, причем заставить их снова работать бывает очень трудно.

Весомым преимуществом таких ворот является то, что для открытия им требуется уехать за за бор ровно на ширину проема , а это в условиях дефицита пространства может явиться определяющим фактором для принятия решения в пользу такой конструкции.

Консольные откатные ворота

Для того чтобы ворота не имели ограничений габаритов сверху и не было контакта с наземным рельсом, были изобретены консольные откатные (сдвижные) ворота. Эта самая сложная конструкция ворот, но эти «жертвы» абсолютно оправданы. Полотно таких ворот не имеет контакта с поверхностью, а подвешено на консольных роликовых блоках при помощи направляющей балки. Чаще всего такая балка и роликовые блоки расположена в нижней части ворот.

Бывают случаи, когда направляющая балка и роликовые блоки могут быть расположены в середине или даже сверху полотна ворот. Это может быть оправдано, когда консольные узлы можно подвесить на капитальную стену здания или имеются какие-либо строительные сооружения или конструкции, способные выдержать нагрузки от полотна ворот. В противном случае придется специально сооружать силовую конструкцию для ворот, что далеко не всегда выгодно.


Именно поэтому в большинстве случаев применяют консольные откатные ворота с нижним расположением несущей балки.

Цены на откатные ворота

Откатные ворота

Описание конструкции и работы консольных ворот

Принципиальную схему откатных ворот с нижним расположением консоли можно посмотреть на рисунке.


Полотно ворот смонтировано на раме (1) из профильной металлической трубы. К раме приварена несущая балка (2), имеющая специальный профиль, внутрь которого плотно входят роликовые каретки (3). Балка при этом может перемещаться вместе с воротами влево - вправо по кареткам, обеспечивая открытие и закрытие ворот. Очевидно, что наибольшую нагрузку несут балка и роликовые каретки, особенно в момент их закрытия или полного открытия ворот. Для того чтобы разгрузить ворота при полном закрытии применяется концевой разгрузочный ролик (4), входящий и упирающийся в нижний улавливатель (5). В другой части ворот, для фиксации полотна при полном открытии могут тоже использовать концевой ролик с ограничителем улавливателем, но на данной схеме он не виден.

Для того чтобы у ворот не было боковых качений существуют направляющая с роликами (7) и верхний улавливатель (6), фиксирующий полотно в закрытом состоянии. Для избежания попадания загрязнений и посторонних предметов в нутрь балки применены заглушки (8). Вся конструкция ворот смонтирована на трех основных силовых элементах: опорном столбе (9), ответном столбе (10) и фундаменте для роликовых кареток (11). Если на участке уже есть достаточно прочные опоры для ворот (кирпичные, бетонные или металлические), то они могут быть использованы в качестве опорного и ответного столбов, а если нет, то сооружать их придется отдельно из профильной металлической трубы. Фундамент дл я консоли в любом случае придется сооружать отдельно.

В откатных воротах достаточно легко реализуется электропривод, который закрепляют между роликовых кареток. Для приведения полотна в движение к его боковой поверхности закрепляют зубчатую рейку. Привод снабжают блоком управления, а также различными устройствами, обеспечивающими безопасность.


Преимущества консольных откатных ворот

Откатные ворота консольного типа имеют ряд преимуществ:

  • Такие ворота не имеют отрывающихся створок и поэтому не уменьшают полезную площадь территории, и при случайном открытии ворот нет никакой опасности повредить транспортное средство , стоящее перед ними.
  • Проем ворот не имеет нижних и верхних ограничений по габаритам.
  • Обильные не нарушают работу консольных ворот, так как полотно вывешено на расстоянии около 10 см над поверхностью земли.
  • Все элементы качения, обеспечивающие работу ворот, находятся внутри балки, поэтому не подвержены влиянию погодных факторов. В движение ворота может привести даже ребенок , благодаря продуманной конструкции и низкому трению.
  • Мощный фундамент консоли и продуманная система удержания полотна ворот в вертикальном положении позволяет выдерживать таким воротам большие ветровые нагрузки.
  • Откатные ворота проще всего оборудовать электроприводом и элементами безопасности.

Недостатки все же у откатных ворот есть, но их немного:

  • Консольные откатные ворота – одни из самых сложных по конструкции, поэтому и установка их непроста.
  • Для их установки необходимо иметь свободный участок забора в полтора раза больший, чем величина проема , что не всегда достижимо.

Определение возможности установки откатных ворот

Даже при огромном желании и недюжинных финансовых возможностях владельца участка установить откатные ворота, могут сложиться такие ситуации, когда установка либо невозможна, либо сильно затруднена. Какие это ситуации?

  • Пространство, куда будут откатываться ворота вдоль забора должно быть свободно не менее чем на полторы ширины воротного проема . Это объясняется тем, что на полотне ворот помимо части, закрывающей проем , есть еще и технологическая часть, которая по длине занимает не менее половины от ширины проема – так лучше будут распределяться нагрузки от ворот на консольный блок.

  • Откатные ворота двигаются по прямой линии, значит, и необходимый участок свободного места забора тоже должен быть прямым.
  • В месте, где будут двигаться ворота не должно быть никаких неровностей рельефа, которые помешают свободному перемещению ворот.
  • На пути движения ворот не должно быть калиток, лучше их делать с противоположной стороны. Иногда заказывают откатные ворота со встроенными калитками, но у них неизбежно будут высокие пороги, что крайне неудобно для детей и престарелых людей.
  • Бывает, что хозяева намерены на использование ворот в качестве калитки – когда полотно отъезжает на расстояние, достаточное для прохода людей. Этого делать не надо, так как любой механизм ворот рассчитан на определенное количество циклов и частое их использование сильно снизит ресурс.
  • Если заезд на территорию участка происходит с узкого переулка, то для облегчения маневрирования надо увеличить проем ворот, что скажется на габаритах полотна.

Если таких сложных ситуаций на участке нет, то можно приступать к устройству откатных ворот своими руками.

Для того чтобы откатные ворота были установлены правильно и в дальнейшем имели долгий срок эксплуатации, надо разбить технологический процесс на несколько этапов.

Подготовительные работы

Первая и одна из главных частей подготовительных операций – это оценка места установки ворот. На что надо обратить внимание?

  • Если ворота будут ставиться взамен старых, имеющих другую конструкцию, то оценивается наличие и состояние опорных столбов. Если они сделаны из кирпича, железобетона сечением не менее 20 на 20 см , профильной металлической трубы сечением не менее 60 на 40 см , выдержана их строгая вертикальность, и они надежно закреплены в грунте, то они вполне могут послужить в качестве опорного и ответного столба откатных ворот. Если нет, то придется возводить свои столбы заново.
  • Возле опорного столба должна быть возможность выкопать яму под фундамент, который должен быть расположен впритык к столбу, идти параллельно забору и иметь габариты 500 мм на 2000 мм.
  • Если на участке будет новый забор, то все работы по его строительству и подготовке к монтажу откатных ворот можно объединить, что наиболее предпочтительно.
  • Очень часто при въезде на территорию возводят кирпичные столбы, что и практично и красиво. При их строительстве нужно сделать закладные элементы в виде стальных пластин 100*100 мм и толщиной 5 мм, по три на каждом столбе. Верхнюю пластину надо разместить на внутренней стороне столба впритык к краю, который ближе к проему . Расстояние от верха столба до пластины 200 мм. Нижняя закладная пластина располагается аналогично верхней, но на расстоянии 200 мм от нулевой отметки. «Нулем » принято считать уровень въезда через ворота. Средняя пластина размещается посередине между верхней и нижней. К ним будут впоследствии крепиться элементы ворот.

  • При строительстве нового забора можно учесть, что чаще всего ширину проезда для откатных ворот принимают в 4 метра. Такой стандарт давно был принят в странах Европы. Все производители комплектующих и фурнитуры имеют необходимые наборы элементов именно для этого размера ворот. Чтобы сильно облегчить себе работу, лучше воспользоваться готовым решением.
  • Необходимо определиться с тем, каким будет полотно ворот и чем оно будет облицовано. Вариантов имеется очень много, и в каждом из них ворота будут иметь разную массу. Это может повлиять на выбор нужных силовых элементов. Чаще всего в последнее время используется профнастил, но есть варианты облицовки деревянной вагонкой, кованными декоративными элементами или просто оставлять решетчатую конструкцию из стальных труб.
  • Перед закупкой необходимых комплектующих нужно составить свой подробный чертеж со спецификацией или воспользоваться готовыми решениями, которые есть в альбомах производителей ворот и на форумах владельцев загородных домов в интернете. В любом случае нужно предельно четко представлять конструкцию сколько материалов понадобиться и каких именно.

Разметочные работы

Когда установлены столбы ворот, независимо от того возведен забор или нет, уже можно приступать к разметке. Для этого надо:

  • Определиться с уровнем нулевой отметки, за которую принимают уровень поверхности именно на въезде в гаражный проем . Причем совершенно необязательно, что на момент начала работ поверхность въезда уже будет готова. Это можно сделать и позже. Этот уровень надо отметить на одном столбе, а затем перенести на другой при помощи водяного или лазерного уровня.
  • На уровне нулевых отметок натягивается шнур вплотную к внутренней поверхности столбов, причем шнур должен пройти дальше опорного стола (того куда будут сдвигаться ворота при открытии) на расстояние не менее двух метров. Проверяется горизонтальность натянутого шнура.

Устройство фундамента откатных ворот

Для того чтобы воспринимать нагрузки от веса ворот в состоянии покоя и при их движении, нужно обустроить фундамент. Для этого в качестве верхней части, на которую будут монтироваться роликовые узлы и электропривод, нужен швеллер №20 длиной в 2000 мм. Для фундамента необходимо выкопать яму, которая примыкает к опорному столбу, имеет длину 2100 мм, ширину 500 мм. Глубина определяется уровнем промерзания грунта в зимнее время. В большинстве регионов глубина в 1500 мм будет достаточной.


Для армирования фундамента и создания связи швеллера с фундаментом свариваются три каркаса квадратного сечения со стороной 150 мм из арматуры №16 и длиной в 1400 мм. Для поперечных связей можно использовать арматуру №№10-12 с шагом 300-400 мм.

Готовые каркасы привариваются к нижней поверхности швеллера посередине его полки. Осевые линии крайних каркасов располагаются в 400 мм от краев швеллера, а третьего – ровно посередине. После этого надо сделать подсыпку 10 см песка или песчано-гравийной смеси на дно ямы, утрамбовать ее и начать устанавливать готовый швеллер с арматурными каркасами. При этом следует учесть:

  • Швеллер укладывается впритык к несущему столбу, строго параллельно линии движения ворот, заподлицо с нулевой отметкой. Ранее натянутый шнур поможет это сделать.
  • Для того чтобы из бетонной смеси не утекало цементное молочко в грунт, что снижает прочность бетона, лучше выстелить дно и стенки ямы полиэтиленовой пленкой .
  • Поверхность швеллера должна находиться на нулевой отметке, поэтому при установке каркасов со швеллером хорошо пользоваться отрезками арматуры, которыми можно фиксировать конструкцию в яме. При подаче бетона на каркасы будет воздействовать солидная нагрузка, поэтому фиксация должна быть надежной .
  • Для того чтобы легче было разравнивать верхнюю часть бетона со швеллером, очень удобно установить сверху обрезные доски с поверхностью на нулевом уровне.

  • Если планируется использование электропривода с блоком автоматики и системой безопасности, то следует сразу позаботиться о прокладке нужных кабелей. Схему прокладки можно посмотреть на рисунке. Кабели следует прокладывать или в гофротрубе , а лучше - в полиэтиленовой трубе диаметром 20 мм.

Настало время бетонных работ. Для заливки фундамента откатных консольных ворот надо использовать бетон маркой не менее М250- М300. Для его приготовления понадобятся составляющие в следующих пропорциях по объему :

  • Одно ведро цемента М400.
  • Два ведра мытого песка.
  • Четыре ведра щебня или гравия.
  • Количество воды зависит от влажности песка и цемента и составляет от 0,7 до 1 ведра. Применение пластификаторов снижает количество необходимой воды и увеличивает подвижность смеси, что полезно при укладке.

Нужное для фундамента количество, конечно, будет больше, главное – соблюдать указанные пропорции. Для приготовления бетонной смеси лучше всего пользоваться бетономешалкой или мощным строительным миксером. При ручном перемешивании качество бетона ухудшается.


Бетономешалка — незаменимый помощник для устройства фундамента ворот

Сначала в бетономешалку засыпается песок и цемент. После их перемешивания добавляется часть воды, чтобы раствор перемешался до однородного состояния. Далее, добавляется щебень или гравий и постепенно добавляется вода до того состояния, пока бетон не станет однородным и подвижным. При укладке бетона в яму необходимо:

  • Подавать бетонную смесь постепенно, чтобы не сдвинуть выставленную по уровню конструкцию.
  • После укладки очередной порции бетона надо проткнуть его в нескольких местах прутком арматуры – для удаления возможных воздушных пузырей.
  • После укладки и разравнивания верхнего слоя надо протереть мокрой тряпкой поверхность швеллера, чтобы она осталась чистой для последующих операций.

Полное созревание бетона происходит в течение 28 суток, но через неделю он уже наберет ту прочность, которая позволит проводить монтаж ворот. А в это время можно заняться другими технологическими операциями.

Изготовление полотна откатных ворот

При изготовлении полотна ворот, если нет достаточных навыков в сварке металлов, лучше обратиться туда, где специалисты в мастерской по нужным размерам изготовят их. Откатные ворота – это достаточно габаритная конструкция и в домашних условиях будет трудно обеспечить расположение всех деталей в одной плоскости, что крайне необходимо. Еще одним плюсом изготовления ворот в мастерских является то, что грунтовку и покраску можно произвести компрессором, а это дает более качественное покрытие. Но если все-таки есть желание все сделать самому, то это вполне по силам.

Один из возможных вариантов полотна ворот изображен на рисунке. Основной каркас изготавливается из профильной трубы 60*40 мм, а ребра жесткости и внутреннее заполнение – из трубы 20*40 мм. Несущая балка, которая находится снизу чертежа, имеет длину 6 метров и она должна привариваться к воротам, поэтому настало время приобрести набор комплектующих для откатных консольных ворот и профильные трубы для изготовления полотна.


Фурнитура для откатных ворот в широком ассортименте представлена в различных магазинах и на строительных рынках. Она есть как российского производителя, так и импортная. При покупке фурнитуры нужно учитывать вес будущего полотна ворот и размер проема . В нашем случае величина проема 4000 мм, а вес полотна в случае его обшивки профнастилом составит до 400 кг, что и нужно сообщить продавцу.

В стандартный набор для ворот входит:


  • Направляющая балка 71*60*3,5 мм, длиной в 6 метров.
  • Две роликовые опоры.
  • Концевой ролик.
  • Нижний ловитель концевого ролика.
  • Верхний ловитель.
  • Направляющее устройство с двумя роликами.
  • Две заглушки на балку.

Для сварки ворот понадобится сделать монтажный стол, состоящий из трех подставок одинаковой высоты. В качестве подставок могут быть вбитые в землю колья на одном уровне и уложенные сверху доски. Главное, чтобы все три подставки лежали в одной горизонтальной плоскости.

Другим вариантом импровизированного монтажного стола могут быть уложенные на землю и выставленные в один уровень брусья или строительные камни.

Профильная труба, купленная на металлобазе , редко не имеет очагов коррозии, поэтому перед тем, как изготавливать ворота, следует т щательно очистить от пятен ржавчины и загрязнений все трубы. Это удобнее всего делать болгаркой со специальным шлифовальным диском.


Согласно чертежу нарезаются профильные трубы 60*40 мм для основного каркаса ворот. При этом надо стараться делать так, чтобы при сварке не оставалось отверстий для доступа во внутреннюю полость трубы. Разметку надо производить рулеткой и угольником, а резку – болгаркой с отрезным диском, а лучше — нарезной машиной, позволяющей точно соблюдать все углы.

На монтажной поверхности раскладываются трубы, руководствуясь чертежом, проверяется соответствие размерам и перпендикулярность, а затем последовательно прихватываются все швы. После проверки размеров и плоскости обвариваются все соединения труб сплошным швом. Все оставшиеся открытые концы труб завариваются заглушками. После этого все сварочные швы тщательно зачищаются болгаркой со шлифовальным диском.


Нарезаются по размерам профильные трубы 40*20 мм для ребер жесткости , которые затем прикладываются к внутренней поверхности основного каркаса, стягиваются струбцинами и точечно прихватываются. Так собирается весь внутренний каркас. После проверки соответствия размерам на чертеже, проверки диагоналей прямоугольной части ворот, плоскости конструкции, обвариваются все швы . На соединениях труб внутреннего каркаса между собой накладываются сплошные швы , а для соединения боковых поверхностей основного каркаса с внутренним делаются швы 10-15 мм с интервалом в 400-500 мм. Сварку нужно производить в шахматном порядке, чтобы от излишнего перегрева в одном месте не «повело» всю конструкцию.

К нижней поверхности ворот приваривается направляющая балка. Для этого она крепится струбцинами, проверяется соответствие осей полотна ворот и балки , а затем швами 30-40 мм через 400-500 мм приваривается. После этого болгаркой зачищаются все швы.

Для грунтовки и окраски ворота надо установить в положение, близкое к вертикальному. Лучше всего использовать автомобильную антикоррозийную грунтовку, которую надо нанести в два слоя. Предпочтительней это сделать компрессором и распылителем, но и кистью тоже можно, но это будет дольше, и качество покрытия будет хуже. Особое внимание надо уделить к тому, чтобы грунтовкой пролить щель между балкой и воротами. Также уместно будет укрыть эту щель «колбасками» акрилового герметика. После этого ворота можно целиком красить в два слоя. Внутреннюю поверхность несущей балки красить ни в коем случае не надо!


После полного высыхания краски на воротах можно смонтировать облицовку, наиболее предпочтительная из которых – это профнастил, так как он сочетает легкий вес, прочность, красивый внешний вид и разумную цену.

Монтаж откатных ворот

Установку консольной конструкции на смонтированный ранее швеллер можно начинать не ранее, чем через 7 дней после бетонирования. Для монтажа роликовых тележек рекомендуется приобрести монтажную пластину со шпильками, которая позволит:

  • Регулировать положение ворот по высоте и горизонтальность.
  • Легко снимать ворота для ремонта или замены роликовых блоков.

Для монтажа ворот необходимо:

  • Насадить роликовые тележки на монтажную пластину, сделав высоту одинаковой и средней на всех шпильках. Верхние гайки при этом не затягивать сильно.
  • На фундаменте необходимо отметить положение монтажных пластин. Для этого от того края швеллера, который ближе к проему отмеряется 150 мм и проводится перпендикулярная его длине линия. Это будет касательная к краю первой монтажной пластины.
  • Для нахождения положения второй опоры надо измерить общую длину ворот и вычесть из нее 100 мм. Полученное расстояние надо отложить от начала ответного столба параллельно линии ворот до швеллера. В этом месте проводится перпендикуляр, который и будет касательной ко второй монтажной пластине.
  • Если несущая способность столбов хорошая и в них хорошо будут крепиться анкерные болты, то применение дополнительных металлических столбов необязательно. Если же нет, то по ранее заготовленным закладным вертикально приваривается профильная труба по высоте равной высоте ворот плюс 200 мм, сечением 40*40*2 мм. На опорном столбе она может привариваться вплотную к краю, а на ответном – на расстоянии 20-50 мм от края столба.
  • На высоте 150-200 мм на расстоянии 20-30 мм от от ветного и несущего столбов горизонтально натягивается шнур, параллельно линии движения ворот. Он будет обозначать положение касательной к краю несущей балки. Шнур должен быть натянут на всем протяжении движения ворот: от от ветного стола и вплоть до положения края ворот при полном их открытии.
  • В несущую балку помещаются роликовые каретки и сдвигаются примерно к середине ворот. Затем при участии помощников полотно ворот помещается вертикально над швеллером. Роликовые каретки разводятся по ранее размеченным линиям, а натянутый шнур должен касаться направляющей балки по всей ее длине. Это положение можно зафиксировать при помощи подставок из дощечек. После проверки вертикальности, роликовые площадки можно «прихватить» электросваркой в нескольких местах.
  • Проверяется ход ворот, их вертикальность и горизонтальность, которая проверяется в закрытом положении. В случае необходимости регулировочными гайками на шпильках площадок производится коррекция. Ворота должны легко перемещаться по направляющей, параллельно (слегка касаясь) натянутому шнуру. Зазоры между опорным и ответным столбом должны быть одинаковыми, а от нулевой отметки до нижнего края 80-100 мм. Если все в норме, то гайки крепления кареток можно затянуть, а сами площадки обварить по кругу.

  • На заднюю консольную часть несущей балки монтируется заглушка. В передней части балки монтируется концевой ролик. У каждого производителя свой способ монтажа, поэтому необходимо пользоваться инструкцией.
  • На опорном столбе в его верхней части монтируется направляющее устройство с двумя роликами. Для этого на столб пр икладывается кронштейн дл я крепления направляющей, и намечаются отверстия. В кирпиче или бетоне нужно крепить анкерами со шпильками диаметром 10 мм, а в металле – соответствующими саморезами. Если для крепления будет применяться сварка, то пластмассовые ролики лучше временно снять. После крепления на столб выставляются ролики так, чтобы они плотно охватывали полотно ворот, сохраняли его вертикальность и при этом не мешали плавному ходу.

  • Ворота выкатываются в положение полного закрытия, и на ответном столбе намечается место крепления нижнего уловителя. Концевой ролик должен плотно заходить на полку уловителя, частично снимая нагрузку с роликовых блоков. Соответствующим крепежом монтируется уловитель и проверяется ход ворот и легкость их фиксации в закрытом положении.

  • Монтируется верхний уловитель, который предотвращает ворота от раскачивания при ветре. В полностью закрытом состоянии намечается положение уловителя и производится его крепеж . Очень часто верхний уловитель в комплекте имеет еще защитную скобу, надеваемую на полотно ворот, которая спасает от повреждения покрытия. Скоба монтируется так, чтобы при закрытии именно она входила в уловитель.

  • При необходимости монтируется задний ограничитель, который не позволит воротам откатываться далеко при их полном открытии.

После грамотно проведенного монтажа ворота должны двигаться очень легко и фиксироваться в крайних положениях. Заключительными работами будет зачистка всех сварочных швов, покрытие их антикоррозийной грунтовкой и покраска. Дальше на полотне ворот можно закреплять ручки для открытия и закрытия, а также установить . У каждого производителя приводов есть свои особенности установки, подробно описываемые в прилагаемой документации. Но эта работа уже будет намного легче, так как главное уже сделано – устройство откатных ворот своими руками.

Видео — Инструкция по монтажу откатных ворот

Видео — Монтаж готового комплекта ворот без сварки

Видео — Как самостоятельно сделать откатные ворота

Раньше откатные ворота устанавливали только на промышленных объектах и предприятиях, но со временем удобство использования таких конструкций принесло им заслуженную популярность и в частных домовладениях. Их механизм не так прост, как у обычных ворот, поэтому большинство хозяев предпочитает заказывать изготовление и установку в специализированных фирмах, однако, при желании, выполнить все работы можно самостоятельно. О том, как сделать откатные ворота своими руками, а также об их разновидностях, этапах сборки и установки вы сможете узнать из нашей статьи.

Кованые откатные ворота

Что это – откатные ворота?

Разберемся, что же собой представляют откатные ворота, какими они бывают и в чем их различия и преимущества. Ворота этого типа состоят из установленного на рельсы из металлического профиля полотна, которое плавно движется по направляющим посредством специальных роликов. Механизм позволяет экономить свободное пространство, автоматизирован и работает благодаря электрическому двигателю мощностью 40-100 Вт. По типу крепления выделяют откатные по рельсу, консольные и навесные ворота. Рассмотрим каждую из конструкций подробнее.

Навесные

Такие ворота обычно устанавливают на въезде на территорию промышленных предприятий. Их конструкция обеспечивает движение полотна по верхней балке при помощи роликовых тележек, а высота проема позволяет проезжать грузовому транспорту. В последнее время подвесные ворота, несмотря на надежность и длительный срок эксплуатации, используют все реже из-за значительных затрат металла на их возведение.


Консольные

Данный тип ворот не имеет верхней балки, ограничивающей проем, и движется на роликовых блоках по консоли, которую располагают сверху, снизу или посередине полотна. Конструкция с нижним креплением проще в реализации, поскольку другие два варианта требуют возведения дополнительных опор.


Ворота с расположенной посередине консолью

Откатные по рельсу

Откатная конструкция, перемещающаяся по нижнему рельсу на роликах, надежна, но не слишком практична. Попадание на рельс мусора, снега, а также намерзание на нем льда способно временно вывести ворота из строя. Поэтому, если вы не планируете постоянно убирать участок вокруг ворот или проживаете в местности с суровым климатом (сильные снегопады, долгая зима), лучше выбрать консольный механизм открывания.


Механизм с нижним рельсом

Выбираем материал

Изготовление откатных ворот своими руками потребует использования следующих материалов и комплектующих:

  • трубы для каркаса с прямоугольным сечением 60х30 мм и 40х20 мм;
  • обшивочный материал (профлист, доска, вагонка, поликарбонат);
  • металлические или бетонные опоры;
  • П-образный швеллер № 20;
  • арматурный прут диаметром 12 мм и бетонная смесь;
  • электродвигатель;
  • зубчатая рейка;
  • комплект фурнитуры и крепежей;
  • набор для устройства электропроводки (провода, кабели, защитные трубы).

Материал приобретают после составления чертежа и расчета размеров ворот. Изготавливать фурнитуру самостоятельно не рекомендуется, купить все необходимое можно в строительных магазинах и салонах, занимающихся дверными конструкциями.


Необходимые комплектующие

При выборе обращайте внимание на качество металлических направляющих. Они должны иметь правильную форму, ровные края и толщину стенок не менее 4 мм. Проверьте, как движется ролик внутри направляющей. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем с открыванием, предпочтительнее брать детали с плавным ходом. Очень важно, чтобы швеллер и зубчатая рейка соответствовали длине полотна ворот с учетом противовеса.
Автоматику подбирают, отталкиваясь от примерного веса конструкции. Также важны действующие на ворота ветровые нагрузки, зависящие высоты полотна и материала, из которого оно изготовлено. Принимая во внимание повышенные нагрузки из-за обледенения и снега, приходящиеся на двигатель в зимнее время года, желательно приобретать модели с запасом мощности. К примеру, для откатных ворот, весящих около 400 кг, подойдет электропривод, рассчитанный на вес в 800 кг.

Схема откатных ворот

При составлении чертежа конструкции следует правильно рассчитать высоту и длину ворот, а также размеры противовеса (хвостовая часть, находящаяся за пределами проема). Высота должна соответствовать забору, длина – ширине проема, хвостовик делают примерно вполовину короче полотна ворот.


Рекомендуемые параметры откатных ворот с проемом 4 м

На этом же этапе определяются с типом каркаса. Он может состоять из рамы и 2-3 закрепленных под наклоном отрезков прямоугольных труб либо частой обрешетки из горизонтальных и вертикальных направляющих. При желании, в таких воротах можно предусмотреть встроенную калитку, но это требует закупки дополнительных материалов – профиля для рамы, подвесов и прочей фурнитуры. Кроме того, порог такой калитки получится высоким, а это создаст неудобства для детей и пожилых людей.

Строим откатные ворота

Поскольку откатные ворота с верхним подвесом и механизмы, движущиеся по рельсу, не слишком удобны для использования в частных домах, рассмотрим этапы строительства на примере консольной конструкции с нижним креплением. Работы начинают с осмотра участка.

Необходимо убедиться, что вокруг ворот есть свободное пространство для отката полотна, а рельеф местности достаточно ровный. Если будет проводиться замена старых ворот, их осматривают, оценивая состояние опор. Прочные столбы сносить и заменять новыми не обязательно, их можно использовать для откатной конструкции. Далее, наступает черед земляных работ.

Фундамент и направляющие

Основание для ворот располагают вдоль забора (со стороны участка) в направлении их открывания. Под фундамент потребуется вырыть траншею шириной 50 см и глубиной 1,5-2 м в зависимости от уровня промерзания грунта. В это же время выкапывают ямы под опоры, если не удалось сохранить их от предыдущей конструкции.


Схема бетонирования и установки направляющих

На дно траншеи насыпают подушку из тщательно утрамбованного песка и гравия. Затем, из арматуры сваривают каркас для фундамента, а поверх него приваривают швеллер. Он станет нижней частью ворот, к которой будет крепиться двигатель и роликовые узлы.

Каркас помещают внутрь ямы так, чтобы швеллер располагался впритык к опорным столбам и находился на одном уровне с поверхностью грунта. Для предотвращения растекания бетона, по краям траншеи устанавливают опалубку из досок. Желательно сразу позаботиться об электропитании двигателя и на этапе закладки фундамента проложить проводку в защитных полиэтиленовых трубах.

Траншею бетонируют смесью цемента, песка и щебня в пропорции 1:2:4, воду добавляют в зависимости от влажности песка, до образования сметанообразной консистенции. Для смешивания рекомендуется использовать бетономешалку.


Опалубка фундамента

Готовый раствор заливают в яму постепенно, стараясь не нарушить положение армирующего каркаса. После заливки фундамент в нескольких местах протыкают прутом арматуры, для выхода излишков воздуха. На полное застывание основания уходит около месяца, но приступать к дальнейшим монтажным работам можно уже через неделю.

Устанавливаем столбы ворот

Устройство откатных ворот не требует использования мощных опор, обычно достаточно металлических или бетонных столбов с диаметром 10 см. Их устанавливают на расстоянии, равном проему, заглубляя в грунт не менее чем на 1м, выравнивают по уровню и заливают бетоном. Делать это лучше одновременно с подготовкой траншеи под фундамент.

Наряду с металлическими, популярностью пользуются опоры из кирпича. Для их сооружения по центру планируемого столба вышеописанным способом устанавливают трубу или швеллер и приваривают к ней отрезки арматуры (закладные) в местах, где будут находиться составляющие механизма ворот. Затем, опору обкладывают кирпичом так, чтобы арматура осталась снаружи. Впоследствии к ней крепят детали конструкции.

Строение кирпичной опоры

Крепление основных элементов

Собирая конструкцию откатных ворот своими руками, сначала соединяют все механические детали, а после подключают электрические. Первым делом к закладным крепят роликовые каретки, по которым движется полотно. На противоположном столбе сверху, а иногда и снизу, приваривают (сначала слегка) так называемые ловушки, обеспечивающие плавное закрывание ворот. Подробнее процесс монтажа будет описан ниже.


Расположение основных элементов

Готовим подвижную секцию

Важный этап работ – сооружение каркаса секции, состоящей из рамы и противовеса. Для этого понадобится выбрать ровную площадку достаточного размера для размещения всей конструкции.

Приобретенные ранее трубы с прямоугольным сечением осматривают на наличие коррозии и при необходимости шлифуют. На них наносят разметку и вырезают болгаркой нужные детали. Затем их, сверяясь с чертежом, раскладывают на ровной поверхности и слегка прихватывают сваркой. Получившуюся конструкцию проверяют на соответствие размеров и отсутствие искривлений и сваривают части каркаса сплошных швом. Аналогично изготавливают ребра жесткости. Внизу секции крепят направляющий профиль и зубчатую рейку.


Сооружение каркаса

Готовый каркас обрабатывают шлифовальной насадкой, также рекомендуется загрунтовать его и покрасить. Для этого раму устанавливают вертикально и с помощью распылителя покрывают автомобильной грунтовкой, а после высыхания наносят краску в два слоя.

Обшивка секции

Дождавшись высыхания окрашенного каркаса можно переходить к обшивке. Обычно в качестве обшивочного материала применяют недорогой и практичный профнастил, но возможно использование доски или поликарбоната. Выбранный материал крепят к каркасу болтами или саморезами через каждые 20-30 см, предварительно нанеся на него разметку и высверлив отверстия под крепежи.

Установка секции

Завершается устройство откатных ворот своими руками закреплением секции на столбах и подключением автоматики. Приступать к монтажу ворот можно не ранее, чем через неделю с момента бетонирования фундамента и опор.

Последовательность установки:

  • К уложенному на фундамент швеллеру сваркой «прихватывают» роликовые тележки, ролики помещают внутрь направляющей внизу полотна.
  • Ворота проверяют строительным уровнем и фиксируют их верхнюю часть кронштейном.
  • Ход ворот проверяют и, если все в порядке, прочно приваривают роликовые тележки.
  • На передней части секции снизу крепят концевой ролик.
  • Ворота закрывают и проверяют совпадение с уловителями на опоре, при необходимости, их положение корректируют.

После сборки места сварки обрабатывают антикоррозионной грунтовкой и подключают электродвигатель в соответствии с прилагаемой к нему документацией. Конструкция готова и, если вы будете за ней должным образом ухаживать, не забывая периодически очищать и смазывать ролики, она прослужит долгие годы.


Подключение автоматики – завершающий этап

Надеемся наша инструкция о том, как сделать откатные ворота самостоятельно, будет вам полезна. Но помните, прежде чем приступать к работе, стоит составить проект будущей конструкции и обсудить его со специалистом. Желаем удачи!

Заказывать откатные ворота выходит очень дорого, особенно если это делать в небольшом городе. Специалистов здесь не так много и они, в отсутствии конкуренции, нередко значительно завышают цены на свои услуги. В большом городе тоже свои сложности - обратишься к фирме с низкими расценками, будут сомнения в их квалификации и качестве итогового результата. А более высокая стоимость самой конструкции и её установки сейчас, к сожалению, не гарантия хорошего качества.

Схемы и чертежи сдвижных ворот без автоматики

Правильно спроектированные и изготовленные ворота должны открываться практически без усилий. Хорошая система роликов вместе с грамотно рассчитанным распределением веса по конструкции в результате дают плавный и лёгкий ход ворот по направляющей балке. Рассмотрим для примера схему, которая описывает все необходимые элементы и комплектующие для откатных ворот.

  1. Стальные столбы из профилированной трубы размерами 100х100 и высотой 4 метра в бетонном основании
  2. Металлические столбы устанавливаются в бетонные столбы, изготовленные по технологии ТИСЭ (с расширяющейся подошвой снизу)
  3. Бетонная лента фундамента, залитая поверх столбов и вмещающая примерно полтора кубических метра бетона.
  4. Правая колёсная группа
  5. Левая колёсная группа
  6. Верхняя колёсная группа для фиксации полотна и дополнительной защиты от падения
  7. Металлический каркас из профилированной трубы (60х40 или 40х25) с толщиной стенки от 2 до 4 мм
  8. Рама для калитки, изготовленная из трубы квадратного сечения 100х100 мм и толщиной стенки 3 мм. Крепится к столбу длинными болтами на уровне верхней и нижней граней
  9. Рама калитки из профилированной трубы. Сечение труб такое же, как у каркаса ворот
  10. Уровень земли (асфальт, брусчатка)
  11. Длинный швеллер приварен к нижней балке воротной рамы
  12. Электропривод (опционально)
  13. Зубчатая рейка для сцепления с маховиком электропривода
  14. Место расположения противовеса. Его масса рассчитывается исходя из габаритов воротной базы.
  15. Платформы для роликовых групп, зафиксированные в бетонном фундаменте с помощью закладных
  16. Забор из профильной трубы 60х40 или 40х25
  17. Большие и прочные петли
  18. Петли для калитки. Также должны быть очень прочными

На данной схеме показан полный комплект необходимых деталей для создания сдвижных ворот. Они могут работать как на автоматическом приводе, так и открываться вручную, без электродвигателя.

Один из самых технологически сложных элементов - это роликовая база. Чаще всего, если есть возможность и ресурсы сделать откатные ворота своими руками, то ролики самостоятельно не изготавливаются. От их прочности и надёжности будет во многом зависеть долговечность конструкции и удобство её использования. А хорошие ролики сделать можно только обладая достаточно высокими навыками работы с токарным станком.

Поэтому, колёсная база сдвижных ворот обычно приобретается отдельно. Её стоимость в районе 10 000 рублей. В эту сумму входит комплект из направляющей балки (от 5 до 7 м), опоры с 8 роликами на металлическом основании, концевой ролик, нижний и верхний ловители ворот, квадратный кронштейн и нейлоновый ролик. Устройство в сборе способно выдерживать ворота весом до 500 кг. На фото ниже для примера изображён комплект Ролтэк Эко 6.

Если есть навык точной обработки металлических деталей на станке, то можно изготовить ролики самостоятельно. Пример готовой колёсной базы с чертежами роликов, которую сделал профессиональный токарь, можно видеть на фото ниже.

При проектировке конкретных ворот важно правильно рассчитать размеры всех деталей рамы, чтобы она не деформировалась под собственным весом в процессе эксплуатации. Особое внимание следует уделить габаритам противовесной стороны, которая будет уравновешивать основную, видимую снаружи часть рамы. Соотношения сторон проиллюстрированы на следующей схеме.

Пример грамотно спроектированных откатных ворот с точными размерами проёма и калитки на схеме ниже.

Если смотреть на конструкцию сверху, то расположение элементов будет иметь такой вид.

Комплект фурнитуры, которая потребуется для соединения воротной базы в единую систему, включает в себя такие детали.

В зависимости от устройства конкретной модели ворот, список элементов может быть больше или меньше. Существуют также варианты создания подвесных откатных ворот. В таких конструкциях рама передвигается на роликах, закреплённых сверху. Они перемещаются в верхней горизонтальной направляющей. Неудобства такого варианта в том, что верхняя перекладина ограничивает высоту транспорта, который может проехать под ней. Далее будет рассмотрена методика изготовления и установки простых откатных ворот на основе заводской роликовой базы.

Пошаговая инструкция по изготовлению сдвижных ворот

Есть много способов, как сделать откатные ворота своими руками. Предложенная далее технология представляет собой один из вариантов проведения работ, который под силу даже не очень опытному мастеру. Для работы с металлом обязательно потребуются болгарка и сварочный аппарат. Остальной инструмент - это список из разряда необходимого для заливки фундамента, сверления и покраски рамы.

Первым делом нужно сделать закладные. Они будут уложены в фундамент и станут опорами для крепления роликовой базы. Швеллер шириной 16 см нарезается на отрезки длиной 40-45 см. Затем, с внутренней стороны к нему привариваются прутки арматуры диаметром 10 мм.

Далее выкапывается яма под фундамент шириной около 60 см, длиной 2 метра на глубину 1,8 м. Сверху изготавливается опалубка высотой 30 см из нескольких рядов досок. Для защиты бетона, вся яма застилается пергамином, который сверху фиксируется к опалубке с помощью строительного степлера.

Закладные устанавливаются в яму сразу, при этом верхняя плоскость швеллера в результате должна быть на одном уровне с готовым бетонным фундаментом. Чтобы этого добиться, закладные можно привязать к горизонтальной перекладине, которая опирается на опалубку. Итоговый уровень бетона должен быть чуть ниже верхней границы опалубки. Столбы также важно отрегулировать по уровню и выставить на одинаковой высоте. Длина каждого составляет 3 метра.

Пока сохнет основание, можно приступать к сварке воротной рамы. Вес конструкции достаточно большой, и она будет нести высокие нагрузки, поэтому здесь потребуется профильная труба сечением 60х40 мм. Сперва был собран периметр таким образом, что если положить его на землю, то трубы будут стоять на ребре, то есть на грани с меньшим сечением (40 мм).

Затем на раму выкладываются листы профнастила для того, чтобы установить, где размещать вертикальные стойки. Вертикали и все внутренние перемычки свариваются уже плашмя, то есть в таком положении рамы, как на фото, трубы будут лежать большей гранью на земле. Таким образом внутренние элементы крепятся впритык к одной стороне рамы, а с другой останется небольшое пространство (обратите внимание на области, выделенные красным).

В эти пустые места по всему периметру приваривается труба сечением 40х20 мм. Она будет выполнять функцию дополнительного основания для крепления профнастила.

Что касается последовательности, то после изготовления вертикалей, выполняется установка центральной горизонтальной поперечины. В последнюю очередь привариваются все укосины, предварительно подрезанные под нужным углом с помощью болгарки.

К нижней грани рамы приваривается направляющая балка с жёлобом в нижней части (идёт в комплекте с роликами РОЛТЭК Эко 6). Это направляющая будущих ворот, в которой будет двигаться колёсная база.

Когда вся конструкция полностью сварена, нужно зачистить её от ржавчины, если она есть. Проведение работ может занять определённое время и даже если труба приобреталась изначально не ржавая, то за время нахождения на открытом воздухе, на ней может образоваться ржавчина. Пустоты заделываются акриловым герметиком для предотвращения возможности попадания влаги внутрь рамы. После чего можно приступать к её покраске.

Движение рамы будет осуществляться по роликам, которые нужно надёжно зафиксировать на фундаменте. Для этого к поверхности металлических закладных, вмурованных в фундамент, приваривается швеллер №20 через уголки 63 мм.

На верхушках столбов также нужно сделать ограничители хода рамы. Они привариваются к столбам сверху, а с лицевой стороны ворот дополнительно крепятся при помощи уголка.

Столбы, швеллер основания и ограничители также окрашиваются акриловой краской. Теперь можно устанавливать раму на своё место.

Рама калитки делается из профильной трубы 50х25 мм с дополнительным внутренним периметром из такой же трубы под крепление профлиста. Отдельный прямоугольник предусмотрен для установки замка. Габариты двери для удобства принимаются равными размеру листа профнастила, примерно 1,8х1,15 м.

Для калитки нужна своя внешняя рама, которая сваривается из трубы 60х40 мм. Сначала стойки крепятся к калитке с помощью струбцин, после чего выполняется вся разметка, нарезка и сварка конструкции. На этом же этапе на раму и калитку привариваются петли.

Отдельный фундамент нужно выкопать для установки калитки. Под столбы роются дополнительные, более глубокие ямы с помощью бура.

К левому столбу калиточной рамы приваривается швеллер №16. В него будет входить воротная рама.

К швеллеру снизу и сверху привариваются ловители ворот, идущие в комплекте с роликами.

Чтобы установить замок в калитке, потребуется изготовить две ограничительные пластины - внутреннюю и наружную. Наружная приваривается к раме, а внутренняя фиксируется на болты.

Теперь осталось только снять внешний забор и обшить калитку и ворота профнастилом.