Как называется раздел философии исследующий проблемы познания. Проблемы познания в истории философии. II. Дайте определение понятиям

Проблема познания заключается в том, что разные философские школы и учения по-разному определили и определяют сущность познания. В разные эпохи философы также по-разному относились к данной проблеме. Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон считал, что, получается, через органы чувств недостойно называться «знанием», и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями.

Это учение получило свое развитие в античной Греции в трудах Гераклита, Платона, Аристотеля. Хотя его как термин философский ввел шотландский философ Феррер в 1854 году. Уже в античности складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объясняется различным образом. Древнегреческий философ Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путем вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон считал, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием» и единственное реальное значение должно иметь дело лишь с понятиями. Изучение Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального заначения.

Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяют разработке способов теоретического познания, его категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретает развитие логики Аристотелем.

Предметом познания в античной философии являлся единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм. В средние века, поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим.

В Новое время интенсивно начали развиваться научные методы познания. Центром внимания стал человек, его отношение к миру. Такой подход называют антропоцентрическим.

Ф. Бэкон выделял цели и задачи познания. Задача познания – исследование природы; цель познания – господство человека над природой. Бэкон писал: знание – сила. Для этой цели Бэкон разработал опытно-индуктивный метод, согласно которому первой ступенью познания является опыт, эксперимент, второй ступенью – разум, рациональная обработка данных.

Р.Декарт развивал дедуктивный метод. « Я мыслю, следовательно, я существую» - говорил он.



И. Кант пытался доказать, что, хотя априорные знания предстают как имеющиеся у человека до опыта, то есть они прирожденные. Априорные знания, по Канту, составляют трансцендентальную часть сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс в диалектико-материалистической теории познания показали, что процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. Они разработали диалектическое понимание истины, дали понятие абсолютной и относительной истины.

Как возможно познание, познаем ли мы мир в принципе? Этот вопрос преследовал философов в самых разных формах.

На этот вопрос философы отвечают в трех аспектах: в аспекте агностицизма, скептицизма и оптимизма.

1.Агностики отрицают познаваемость мира. Но это не голое, ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы, указываемые ими, пока действительно невозможно дать ответ.

Основная проблема, которая подводит к агностицизму заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Например, что такое для нас цвет или звук. Немецкий философ Герман Лотце называет их вторичными свойствами действительности, ибо они реализуются лишь в субъективном переживании человека. Ведь цвет как первичная данность – это электромагнитные волны определенной длины, цветом эти волны становятся лишь в человеческом зрении; колебания воздуха становятся музыкальным тоном только в субъективном человеческом слуховом восприятии.

Агностики считают, что мир простирается перед нами бесконечный и безначальный, а мы подступаем к нему с нашими формулами, схемами, понятиями, стараясь поймать его в сеть наших представлений. Но каковы предметы на самом деле, мы не знаем, и знать не можем.

Однако практический вывод и категоричность агностиков опровергается развитием науки. Так, некогда основоположник позитивизма О.Конт заявил, будто человечеству не суждено узнать химический состав Солнца. Но не успели высохнуть чернила, которыми были начертаны эти слова, как с помощью спектрального анализа был определен состав Солнца.

Некоторые представители науки 19 века уверенно считали атомы не более чем мысленной функцией. Но пробил час, и Резерфорд, войдя в лабораторию, мог воскликнуть: «Теперь я знаю, как выглядит атом!», химическая структура генов.

Но, не смотря на все это, и сегодня много агностиков, чья философия восходит к философии Канта и Юма.

И.Кант отмечал, что вещь существует для нас как феномен, эта вещь сама по себе, а то какой она представляется для нас - это ноумен. Феномен и ноумен различны. Хотя Кант себя не считал агностиком.

Получается, что люди, как белка в колесе, вращаются в мире своего познания и нигде никогда не соприкасаются с самими предметами мира в их свободной от привнесения людской субъективности форме. Внешний мир, согласно такому представлению, подобно страннику, стучится в наш разум, возбуждает его к деятельности, оставаясь при этом под покровом неведомого, так как не может войти в него, не подвергаясь субъективной деформации. И разум должен только догадаться о том, какой же этот странник.

Занимает особое место. Строго говоря, само познание человеком окружающей действительности стало рассматриваться и анализироваться нашими предками еще задолго до того момента, как философия получила свое научное обоснование. Еще в рамках обыденного и мифологического мировоззрений человек пытался понять, как же происходит формирование его представлений и суждений о себе самом и обо всем том, что его окружает. Однако именно в рамках философии проблема познания приобрела истинно научное звучание.

Основные аспекты

Проблема познания в философии, которой, к слову, посвящен целый раздел этой науки (гносеология), имеет сразу несколько аспектов. Во-первых, это определение данного понятия. Как и по поводу многих других явлений и процессов в этой научной дисциплине, среди ученых нет единодушного мнения по поводу того, что следует считать познанием. Чаще всего этим термином обозначают процесс усвоения сведений о человеке, обществе и окружающем мире, конечной целью которого является истина. Во-вторых, проблема познания в философии подразумевает анализ структуры этого процесса. С самых древнейших времен ученые выделяли такие разновидности познавательной активности человека, как чувственное, обыденное, рациональное и научное познание.

Кроме того, некоторые философы, стремясь показать, что данное явление носит более разноплановый характер, выделяют также интуитивное и художественное познание. Следующей важной составляющей проблемы познания в философии является рассмотрение этого процесса как системы, как единого механизма, каждая деталь которого выполняет определенную, свойственную только ей функцию. С этой точки зрения знание представляет собой не просто перечень определенных фактов, полученных опытно-логическим путем, а комплекс взаимосвязанных элементов, выступающих в роли социальной памяти, в рамках которой полученные сведения передаются от поколения к поколению. Наконец, проблема познания в философии немыслима без ее теоретического осмысления. Теория познания - важнейшая составная часть гносеологии, которая включает в себя, с одной стороны, основные концепции, касающиеся различных подходов к этой проблеме, а с другой - критику этих концепций, в которых ученые рассматривают те или иные теории с точки зрения вновь появившихся фактов и открытых законов и закономерностей.

Объекты исследования

Таким образом, проблема познания в философии имеет давнюю и насыщенную историю. Рассматриваемые в рамках данной науки основные аспекты этого процесса постоянно наполняются новым содержанием и обретают новую форму.

Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания. Теория познания (гносеология) – это раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, ее познавательные возможности и способности; предпосылки, способы и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования, условия и критерии его истинности и достоверности. Главным в теории познания есть вопрос об отношении знания о мире к самому миру, имеет ли возможности наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.

Учение, которое возражает против возможности достоверного познания сущности действительности, получило название агностицизма. Ошибочным есть представление об агностицизме как об учении, которое отрицает познание вообще. Агностики считают, что познание возможно лишь как знание о явлениях (Кант) или о собственных ощущениях (Юм). Главным признаком агностицизма есть отрицание возможности познания как раз сущности действительности, которая скрыта видимостью.

Тем не менее следует отметить, что агностицизм поднял важную проблему гносеологии - что я могу знать? Этот вопрос стал ведущим в трудах Канта «Критика чистого разума» и до сегодняшнего дня остается актуальным. Агностицизм все знания сводит или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности рассудка (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувств (Мюллер), к «символам», «иероглифам» (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не сути их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не к объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание не дает отображения сущности действительности, а в лучшем случае обслуживает утилитарные потребности и запросы человека.

Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, а и большинство идеалистов. Тем не менее в решении конкретных гносеологических проблем материализм и идеализм коренным образом отличаются, что проявляется как в понимании природы познания, так и в самом обосновании возможности достижения объективно истинного знания, а лучше всего – в вопросе об источниках познания. Для идеализма, который возражает против существования мира независимо от сознания, познание трактуется как самодеятельность этого сознания. Свое содержание знания получают не из объективной действительности, а из деятельности самого сознания; как раз оно и является источником познания.

Согласно материалистической гносеологии источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, есть существующая независимо от сознания (как индивидуального, так и общественного) объективная реальность. Познание этой реальности – это процесс творческого отражения его в сознании человека.

Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знания – это субъективный образ объективного мира. Тем не менее есть принципиальная разность в понимании процесса познания как отражения действительности домарксистским материализмом и современной материалистической теорией познания.

Продолжительное время материалистическая философия процесс познания рассматривала изолированно от общественно-исторической практики человечества, исключительно как пассивный созерцательный процесс, в котором субъектом был отдельный абстрактный индивид с вечными и не изменяемыми познавательными способностями, заданными ему природой, а объектом – такая же вечная и неизменная в своих закономерностях природа. Дальнейшее развитие материалистической теории познания состоит, во-первых, в распространении диалектики на пояснение познавательных процессов; во-вторых, введения принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносеологических проблем и их решения. Введение в теорию познания принципов диалектики и практики дало возможность применить к познанию принцип историзма, понять познание как общественно-исторический процесс отражения действительности в логических формах, которые возникают на основе практики; научно обосновать способность человека в своих знаниях давать истинную картину действительности, раскрыть основные закономерности процесса познания, сформулировать основные принципы теории познания. Современная научная гносеология основывается на таких положениях.

1. Принцип объективности, т.е. признание объективного существования действительности как объекта познания, его независимости от сознания и воли субъекта.

2. Принцип познаваемости, т.е. признание того факта, что человеческие знания в принципе способны давать адекватное отражение действительности, ее объективную истинную картину.

3. Принцип активного творческого отражения, т.е. признание того, что процесс познания - это целенаправленное творческое отражение действительности в сознании человека. Познание отражает объективное содержание реальности как диалектического единства действительности и возможности, отражая не только действительно существующие предметы и явления, но и все возможные их модификации.

4. Принцип диалектики, т.е. признание необходимости применения к процессу познания основных принципов, законов, категорий диалектики.

5. Принцип практики, т.е. признание общественно-исторической предметно-чувствительной деятельности человека, направленной на преобразование природы, общества и самого себя, основой, движущей силой, целью познания и критерием истины.

6. Принцип историзма, который требует рассматривать все предметы и явления в их историческом возникновении и становлении, а также через призму исторических перспектив их развития, через генетическую связь с иными явлениями и предметами действительности.

7. Принцип конкретности истины, который делает ударение на то, что абстрактной истины не может быть, истина всегда конкретна, каждое положение научного познания следует рассматривать в конкретных условиях места и времени.

Процесс познания, будучи процессом активного творческого воспроизведения действительности, в сознании человека в результате его деятельного предметно-практического отношения к миру, возможен лишь при взаимодействии человека с явлениями действительности. Этот процесс в гносеологии осмысливается через категории "субъект" и "объект". Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделенный сознанием, прежде всего в таких ее проявлениях, как мышление, чувства, ум, воля, который освоил исторически выработанные человечеством формы и методы познавательной деятельности и тем самым развил свои познавательные способности и овладел исторически конкретными способностями к целенаправленной познавательной деятельности.

Субъект познания определяется и как общество в целом. Тем не менее следует иметь в виду, что общество не имеет сверхчеловеческих, сверхиндивидуальных органов познания. Общество выступает субъектом познания непосредственно, через познавательную деятельность отдельных людей. Субъектом познания есть человек не как биологическое существо, а как продукт общественно-исторической практики. Каждый человек реализует себя в познании как общественное существо.

Объект познания - это то, на что направляется познавательная деятельность субъекта.

Объектом познания может быть в принципе вся действительность, но лишь в той мере, в которой она вошла в сферу деятельности субъекта. Понятия "объект" и "объективная реальность" связаны между собою, но не тождественны по своему смыслу.

Объектом является не вся объективная реальность, а лишь та ее часть, которая уже введена в практику человечества и представляет круг его познавательных интересов. Объектом познания выступают не только явления природы, но и общество, сам человек, отношения между людьми, их взаимоотношения, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще во всей гамме ее проявлений.

Познание может быть направленным на исследование объективного мира и идеальных объектов, например, числа, поверхности, абсолютно черного тела, идеального газа, равномерно-прямолинейного движения и т.д. Идеальные объекты - это идеальные образы объективно существующих предметов и явлений, которые получаются субъектом в результате абстрагирования и идеализации, которые выступают заменителями реальных предметно-чувствительных объектов. Необходимость выделения идеальных объектов обусловлена прогрессирующим развитием науки, более глубоким ее проникновением в сущность действительности. Объект познания, таким образом, - это часть объективной и часть субъективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект не является чем-то раз и навсегда соответственным себе, он постоянно изменяется под влиянием практики и познания, расширяясь и углубляясь.

Современная материалистическая гносеология рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, где активной стороной есть субъект познания. Тем не менее, активность субъекта в познании следует понимать не в значении созидания объективного мира и законов его развития, а в значении творческого характера их открытия и выражении языком науки, в формировании и развитии форм, способов и методов познавательной деятельности.

Процесс познания возможен лишь при наличии взаимодействия субъекта и объекта, в котором субъект является носителем деятельности, а объект - предметом, на который оно направлено. Результатом процесса познания есть познавательный образ (субъективный образ) действительности, который является диалектическим единством субъективного и объективного. Познавательный образ всегда принадлежит субъекту.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Cодержание

Введение

3. Субъект и объект познания

5. Истина и заблуждение

Заключение

Список литературы

Введение

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.

Теория познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.

Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека.

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред.

За тысячелетия своего развития знание прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека.

1. Знание и познание. Гносеология

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания - важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы.

Познание - вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо - означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.

Познание и знание различаются как процесс и результат.

В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под его отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы).

Познание имеет определенные функции:

информативно-отражательная функция;

проектно-конструктивная функция;

регулятивная функция.

Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно- значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществами т.д.). Таким образом, познание - это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание.

Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.

В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в сферах философского и научного познаний.

Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.

Научная истина никогда не лежит на поверхности; более того, известно, что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы функционирования изучаемого объекта.

Гносеология или теория познания - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.

Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания - это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.

2. Познание как философская проблема

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств и художественного творчества.

Теория познания - специальное исследование познания, которое делится:

1. На критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

2. На теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания.

Проблемы, которые изучает теория познания:

природа познания;

возможности и границы познания;

отношение знания и реальности;

соотношение субъекта и объекта познания;

предпосылки познавательного процесса;

условия достоверности знания;

критерии истинности знания;

формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

Одни ученые изучают объективную реальность, а другие - саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

Одни находят знания, а другие - знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.

Как бы сильно ни различались мнения философов относительно возможности происхождения и развития познания, однако все вынуждены признать, что без логического мышления развитие познания невозможно. Даже абсолютное сомнение, не допускающее никакого познания истины, и то пытается, по крайней мере, этот отрицательный результат подкрепить логическими аргументами. Но одного мышления еще недостаточно, чтобы мог возникнуть факт познания, мышление еще должно обладать каким-нибудь содержанием, которое тем или другим образом дается ему.

Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, либо, сомневается в существовании самого мира.

Агностицизм отрицает принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Представителем агностицизма являлся И. Кант.

Теория познания должна:

Обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

Объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии.

Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

3. Субъект и объект познания

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он обязан всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами.

Субъект познания - это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете высший производитель знания и мудрости - все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности. По крупицам, из века в век, накапливает он сведения о явлениях природы, о животных или, например, о целебных свойствах растений, свойствах различных материалов, о нравах и обычаях различных народов. Подлинный субъект познания - это живая личность с ее интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, силой воли или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т.п. Но часто под субъектом познания все- таки имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе и к своей деятельности.

Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение.

Он становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Словом, объект в его отношении к субъекту - это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан. Таким образом, будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом.

4. Основные понятия и виды познания

Существуют следующие виды познания:

Житейское познание - основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание - предполагает объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного познания заключается:

· в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

· в достоверном обобщении фактов;

· в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное познание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе рамки.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Другой отличительный момент художественного познания - требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству.

Большинство философских систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание - связано с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще, они дают нам первую, самую элементарную форму образного отражения предмета. Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме.

Главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания - ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие зарождается и существует как форма активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному наблюдению. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом.

Рациональное познание (или абстрактное мышление) - опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты.

Суждения и умозаключениясуть - формы познания, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения.

Умозаключение - это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного к общему. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении.

Интуитивное познание

Интуитивное познание - это неосознанно полученное непосредственное знание. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей.

Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта. Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность. Также ей характерна внезапность и неосознанность.

Интуитивное познание делится:

На чувствительное (интуиция - мгновенное чувство);

Рациональное (интеллектуальная интуиция);

Эйдетическое (зрительная интуиция).

5. Истина и заблуждение

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т.п.

В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:

1) Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2) Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие одних знаний другим.

3) Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно для человека.

4) Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.

5) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.

6) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение.

Существует несколько определений истины. Вот определение одно из них: истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике. знание гносеология философия

В истории философской мысли существовали разные понимания истины. Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.

На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием.

Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Процесс достижения истины, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности.

Заблуждение -- это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Оно отражает объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся ото лжи.

Ложь -- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Наряду с этим и заблуждение, и ложь - ошибочные утверждения.

Заключение

Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектов познания. Для того, чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и т.д. Думаю, гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир.

Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.

Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши предки, которые считали, что отец должен передать свое мастерство сыну.

Познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На первом из них происходит сбор, накопление и первичная обработка данных, на втором - их объяснение и интерпретация. Основными методами эмпирического уровня познания являются наблюдение, описание, измерение и эксперимент; теоретического - формализация, аксиоматика, системный подход и т.д.

В тесной связи с познанием развивается и практика. Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. Практика имеет познавательную сторону, познание - практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете.

Научное познание очень важно не столько для ученого, его осуществляющего, сколько для общества в целом.

Подводя итог проведенной работе можно сказать, что существуют различные точки зрения на проблемы, рассмотренные выше. Это связано с различным пониманием этих проблем разными авторами использованной литературы.

Таким образом можно сделать следующие выводы: Познание - это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая шк., 2003.

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос; Высшая школа, 2001.

3. Лавриненко В.Н, Ратникова В.П. Философия: Учебник для вузов. -М.: Изд- во Юнити-Дана, 2010.

4. Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Изд-во Норма, 2005.

5. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. Учебник.- М.: Гардарики, 2005.

6. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение к реальности, субъекта и объекта познания. Характеристика рефлексивных и нерефлексивных форм познания.

    реферат , добавлен 23.12.2003

    Изучение предмета и задач гносеологии или теории познания - раздела философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности человека. Проблема познания и истины. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм.

    презентация , добавлен 05.12.2014

    Проблема познания в истории философии. Структура познавательного процесса. Проблема субъекта и объекта познания. Диалектико-материалистическая концепция истины, ее сущность. Проблема истины в философии. Основные черты неклассической теории познания.

    реферат , добавлен 31.03.2012

    Изучение теории познания как раздела философии, изучающего взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности и критерии истинности и достоверности знания. Особенности рационального, чувственного и научного познания. Теория истины.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Гнесеологическая проблематика и двойственность истины. Ступени познания. Класификация видов познания. Виды абстракций и виды души. Проблема возможности познания. Проблема общего и единичного. Критика томистского и скотистского пониманий универсалий.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2010

    Познание как предмет философского анализа. Структура познания, ключевые теории истины. Научное познание, его уровни и формы. Практика как критерий истины. Понятие метода и методологии научного познания. Основные проблемы современной философии науки.

    презентация , добавлен 20.05.2015

    Специфика философских проблем. Разделы философского знания. Сущность философии В.С. Соловьева. Вопросы гносеологии. Понятия "знание", "познание", "истина" и "заблуждение". Особенности научного познания. Смысл человеческой жизни. Теория познания И. Канта.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2012

    Анализ сущности и видов познания - процесса получения человеком нового знания, открытия неизвестного ранее. Отличительные черты чувственной (восприятие, представление, воображение) и рациональной форм познания. Проблема границ субъекта и объекта познания.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Стороны реально существующего познания. Проблемы природы и возможностей познания, отношение знания к реальности. Философские позиции по проблеме познания. Принципы скептицизма и агностицизма. Основные формы познания. Природа познавательного отношения.

    презентация , добавлен 26.09.2013

    Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.

Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.

Познание («по знание», переход от незнания к знанию) – этотворческая деятельность человека и человечества, направленная на получение сведений о мире в целом и (или хотя бы) о его отдельных (некоторых) частях (явлениях ). Познание, даже если оно не считается достоверным (соответствующим действительности), признается необходимым для практической деятельности, особенно преобразовательной, а потому развивающимся в тесной связи с личной и общественной практикой.

Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания.

Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.

Основные теоретические подходы к познаваемости мира:

1) познавательный оптимизм , основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса);

2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм ») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности);

3) скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри).

Основные исторические подходы к решению проблемы познаваемости мира:

1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым.

2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин.

3) В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания ‑ достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий.

4) Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы.

А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъект познания ‑ индивид или исследовательская группа (коллектив).Объектом познания может быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания » обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» - например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения).

В структуре познавательного процесса выделяют 3основных уровня :

1) чувственное познание,

2) рациональное познание,

3) интуиция.

Эти уровни взаимодействуют и обуславливают друг друга.

Чувственное познание характеризуется:

Непосредственным отражением (феномены);

Множественностью и конкретностью;

Поверхностностью понимания.

Его основные элементы: частичные и разнообразные ощущения,целостные восприятия, представление по памяти и (или) воображению.

Рациональное познание отличается:

Постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

Отражением универсально-всеобщего(общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей, мыслей);

Опосредованностью языком и культурной традицией.

Его основные элементы: общие понятия, сравнения,абстракции, обобщения, идеализации, определения, суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения (выводы).

Интуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм выпячивал верховенство разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственного опыта, интуитивизм и мистицизм – интуиции. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за относительные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии).