Международно-правовая защита жертв войны и специальных объектов. Защита жертв войны К категории жертвы вoйны относятся

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению вопросов, связанных с защитой жертв войны, следует разъяснить два понятия, лежащих в ее основе: “комбатант” и “покровительствуемые лица”. Все положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним строятся вокруг этих двух ключевых определений. Несмотря на то, что право войны существует много веков, термин “комбатант” был определен лишь в 1977 году. Пункт 2 ст. 43 Протокола 1 гласит:

“Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях”. Это право, равно как и статус комбатантов, напрямую связаны с их правом считаться военнопленными в случае, если они попадут во власть противной стороны (п. 1 ст. 44). Статус комбатанта отнюдь не означает, что ему дается карт-бланш. Разумеется, он “обязан соблюдать нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов” и несет индивидуальную ответственность за любые совершенные им нарушения этих норм. Но даже такие нарушения “не лишают комбатанта его права считаться комбатантом или, если он попадет во власть противной стороны, его права считаться военнопленным”. Однако, правило, зафиксированное в п. 2 ст. 44, не лишено исключения, суть которого сводится к обязанности комбатанта “отличать себя от гражданского населения форменной одеждой или другими отличительными знаками в то время, когда они участвуют в нападении или военной операции, являющейся подготовкой к нападению”. Далее п. 3 ст. 44 Протокола 1 предусматривает, что “во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации, когда вследствие военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения”. В таком случае он сохраняет свой статус комбатанта, если открыто носит оружие во время каждого военного столкновения и в то время, когда находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие. Напротив, если комбатант попадает в плен в то время, когда он не выполняет данные требования, то он лишается права считаться военнопленным. Справедливости ради, указанное суровое правило смягчается содержащимся в п. 4 ст. 44 Протокола 1 утверждением: “тем не менее ему предоставляется защита, равноценная во всех отношениях той, которая предоставляется военнопленным в соответствии с III Конвенцией и настоящим Протоколом”. И здесь же уточняется, что эта равноценная защита предоставляется даже “в случае, если такое лицо предается суду и несет наказания за любые правонарушения, которые оно совершило”. Как уже отмечалось выше, статус комбатантов тесно связывается со статусом военнопленных.

На основе ст. 4 III Конвенции можно выделить следующие категории комбатантов:

Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, причем даже в том случае, если он считает себя находящимся в подчинении правительства или власти, не признанных противником;

Личный состав других ополчений или добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне в конфликте и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если все эти группы отвечают четырем условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

b) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

c) открыто носят оружие;

d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

На статус военнопленных имеют право различные категории лиц, которые не подпадают под определение комбатантов, приведенное выше, или не являются комбатантами 11 О разграничении комбатантов и некомбатантов см. Полторак А.И. Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976 г., с. 237-241; Курс международного права. Т.6. (под ред. Н.А.Ушакова). М.,1992 г., с. 296; Рене Козирник. Международное гуманитарное право. МККК, Женева, 1988 г. и др. . К ним относятся:

Лица, принимающие участие в спонтанных массовых вооруженных выступлениях, когда население неоккупированной территории при приближении противника добровольно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны;

Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (например, аккредитованные военные корреспонденты);

Члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте;

Лица, входящие в состав вооруженных сил и служащие в организациях гражданской обороны (ст. 67 Протокола I).

Партизаны. Рассматривая вопрос о комбатантах, следует специально выделить лиц, действующих в составе так называемых нерегулярных вооруженных сил, и прежде всего участников партизанской войны. Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа. Международное право связывает закрепление за каждым партизаном в отдельности статуса законного комбатанта с выполнением им ряда конкретных условий, выше упомянутых мною при рассмотрении вопроса о категориях комбатантов. Прежде чем перейти к подробному изложению условий, соблюдение которых необходимо для признания партизана законным комбатантом, следует коснуться исторического аспекта данной проблемы. Дело в том, что в 19 веке западная доктрина международного права либо вообще умалчивала о партизанской борьбе, либо по примеру американского профессора Ф.Либера (автора известной “Инструкции 1863 г. для действующей армии США” и единственной в 19 веке специальной работы “Партизаны и партизанские группы”) выдвигала требование о всяческом ограничении этой формы борьбы и выражала надежду, что с улучшением современных обычаев войны партизаны будут рассматриваться как разбойники” 11 Цит. по: Курс международного права. Т.5 (под ред. Ф.И.Кожевникова). М., 1969 г., с. 295. .

Однако на рубеже 19-20 веков по инициативе России и лично благодаря стараниям профессора Ф.Мартенса законность партизанской борьбы нашла полное и безоговорочное подтверждение. Правила ведения партизанской борьбы, впервые сформулированные в Гаагской конвенции 1899 г., нашли свое отражение в преамбуле Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (IV Гаагская конвенция) и ст. 1 и 2 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к названной конвенции. С принятием Гаагских конвенций каждый отдельный партизан объявлялся законным комбатантом, поставленным под защиту норм международного права, но при соблюдении им 4 упомянутых условий.

1. Для того, чтобы обладать статусом комбатанта, партизан должен принадлежать к какому-либо военным образом организованному отряду, действующему от имени государства, во главе которого стоит ответственное лицо. Данное требование является бесспорным, поскольку наличие ответственного командира является свидетельством организованности партизанского движения и служит гарантией соблюдения его участниками правил ведения войны. Однако условие об ответственном командире не должно абсолютизироваться и тем более толковаться расширительно 22 См., подробнее, Полторак А.И. Савинский Л.И. Указ. соч., с. 255.. Международному праву безразлично, кем будет возглавляющий партизан командир: офицером, правительственным чиновником или лицом, выбранным на этот пост самими партизанами. Важно лишь, чтобы он был ответственным за выполнение его подчиненными правил ведения войны.

2. Партизан должен иметь отличительный знак, позволяющий провести внешнее различие между комбатантом и гражданским лицом. Необходимость ношения отличительного знака, с одной стороны, указывает на намерение данного лица принимать активное участие в боевых действиях, а с другой - позволяет воюющим соблюдать законы и обычаи войны (в данном случае - не вести военные действия против гражданского населения). Предусмотренное Гаагскими конвенциями, а затем дословно воспроизведенное Женевскими конвенциями 1949 года требование “иметь определенный и явственно видимый издали отличительный знак” вызвало массу споров и разночтений среди ученых, занимающихся данной проблематикой 11 См. Полторак А.И. Савинский Л.И. Указ. соч., с. 257.. Суть их, однако, сводится к тому, что, во-первых, партизан нельзя ставить в худшее положение, чем солдат регулярной армии, следовательно - не может быть и речи о расширительном толковании “явственно видимого” отличительного знака; во-вторых, определенный отличительный знак не должен препятствовать маскировке партизан, поскольку в современных условиях тщательная маскировка войск является одним из важнейших принципов ведения войны.

3. Партизан должен открыто носить оружие. Данное условие тесно связано с предыдущим, поскольку при его выполнении также нельзя пренебрегать задачами маскировки партизан. Необходимо отметить, что требование “открыто носить оружие” всегда подвергалось критике в международно-правовой литературе. Эта критика сводилась к тому, что если партизаны уже имеют отличительный знак, то этого достаточно для того, чтобы рассматривать их как комбатантов. Вместе с тем, лицо, открыто носящее оружие, но не имеющее отличительного знака партизанского движения, не обязательно относится к партизанскому отряду. При этом следует иметь в виду, что партизаны используют такие же методы ведения боевых действий, какими пользуются регулярные войска.

4. В своих действиях партизан обязан соблюдать законы и обычаи войны. Данное условие является бесспорным и наиболее важным из всех перечисленных. Направленное на гуманизацию вооруженных конфликтов требование соблюдения партизанами законов и обычаев войны имеет целью пресечение попыток превращения войны в вакханалию. В то же время требование это нисколько не связано со спецификой партизанской борьбы. Оно обязательно и для других комбатантов, в том числе и лиц, входящих в состав регулярных вооруженных сил. Отсюда вытекает, что нарушение законов и обычаев войны, совершаемые отдельными партизанами, влекут за собой соответствующие правовые последствия лишь в отношении нарушителя. Но эти нарушения нисколько не отражаются на правовом статусе партизанского отряда в целом.

Подводя итог вышеисследованному, нетрудно заметить, что в отличие от требований соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны, а также иметь ответственного командира - являющихся незыблемыми - два других условия, при которых партизаны признаются законными комбатантами, носят дискуссионный характер. При всей слабости норм об открытом ношении оружия и отличительном знаке полностью отрицать их нельзя. Дело в том, что отказ от этих условий может ликвидировать основу, на которой базируется основной принцип,- проводить различие между комбатантами и гражданским населением. Более того, он может поставить в невыгодные условия гражданское население, которое в любое время может оказаться объектом нападения. Наконец, такой отказ разрушил бы равновесие прав и обязанностей комбатантов и гражданского населения, что затруднило бы регулирование их правового статуса и нанесло ущерб защите мирного населения. В противовес данному утверждению сторонники отказа от условий об отличительном знаке и открытом ношении оружия приводят следующие доводы. Во-первых, принимая во внимание характер средств ведения войны, используемых партизанами в современных вооруженных конфликтах (от автоматов до танков, артиллерии и ракет), указанные условия являются, по их мнению, бессмысленными. Во-вторых, они считают, что попытки доказать, что отсутствие у партизан отличительного знака или носимого на виду оружия ведет к ослаблению иммунитета мирных жителей, сводят на нет индивидуальный характер ответственности, и, следовательно, окольным путем восстанавливают запрещенные международным правом репрессалии 11 См. Полторак А.И. Савинский Л.И. Указ. соч., с. 260.. Итогом такой острой дискуссии явилось включение в Дополнительный протокол I 1977 года пункта 3 ст. 44 следующего содержания:

“Для того, чтобы содействовать усилению защиты гражданского населения от последствий военных действий, комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Однако в связи с тем, что во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации, когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения, он сохраняет свой статус комбатанта, при условии, что в таких ситуациях он открыто носит свое оружие:

а) во время каждого военного столкновения;

б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки 22 Под этим, на мой взгляд, следует понимать непосредственно предшествующее началу нападения перемещение военного подразделения (развертывание), происходящее в пределах видимости противника, в том числе и с помощью оптических приборов., предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие”.

Данное положение является большим вкладом в международное гуманитарное право, поскольку содержит практическое указание по применению в боевой обстановке условия об открытом ношении оружия. Из смысла п. 3 ст. 44 вытекает, что такие ситуации могут иметь место как на оккупированной территории, когда население выступает против оккупанта, так и в любом вооруженном конфликте 11 Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989 г., с. 115..

Шпионы и наемники. В соответствии со ст. 46 и ст. 47 Протокола I шпионы и наемники не имеют права на статус военнопленного. Но ограничиться только декларацией данного принципа было бы неверным, поскольку этот аспект проблемы имеет практическое значение. Так, во время вооруженных конфликтов нередко возникает вопрос о разграничении понятия шпиона и военного разведчика. Впервые он был детально рассмотрен в Положении о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к IV Гаагской конвенции 1907 г.), посвятившем ему целую главу под названием “О лазутчиках”. Ст. 29 так определяет понятие военного шпиона или лазутчика: “Лазутчиком может быть признаваемо только такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне.” 22 Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. МККК, М., 1995 г., с. 24. . Следовательно, военного шпиона характеризует то, что он действует “тайным образом” или “под ложными предлогами”. Не считаются лазутчиками (шпионами) военные разведчики, которые проникают в расположение противника для разведывательных целей, но действуют в своей военной форме. Не менее важным для международного гуманитарного права является правило, согласно которому лазутчик (военный шпион), пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда; а возвратившийся в свою армию и впоследствии взятый в плен неприятелем, он признается военнопленным и не подлежит ответственности за свои прежние действия как лазутчик (шпион) - ст. 30, 31 Положения о законах и обычаях сухопутной войны. К этому можно добавить, что ст. 5 IV Женевской конвенции 1949 года предусматривает: если гражданское лицо на оккупированной территории будет задержано в качестве шпиона или диверсанта, оно будет “пользоваться гуманным обращением и в случае судебного преследования не будет лишаться своих прав на справедливый и нормальный суд, предусмотренный настоящей конвенцией”.

Что касается правового статуса наемника, то его понятие впервые было раскрыто в ст. 47 Дополнительного протокола I. Пункт 2 определяет наемника как лицо, которое:

а) специально завербовано для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) фактически принимает участие в военных действиях;

c) руководствуется, главным образом, желанием получить личную выгоду;

d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

f) не послано государством, которое не является воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Данная норма позволяет четко установить следующие критерии наемника. Во-первых, основным критерием определения наемника является побудительный мотив - материальное вознаграждение. Хотя ст. 47 не говорит о форме такого вознаграждения (регулярные выплаты или разовые - за каждого убитого, пленного, за уничтожение военной техники противника и т.д.), главным в ней является то, что оно гораздо выше, чем у комбатантов того же ранга и функций, входящих в личный состав вооруженных сил данной стороны. Во-вторых, наемник специально вербуется для участия в конкретном вооруженном конфликте. При этом не важно, где наемник завербован (за границей или на территории государства, в котором происходит вооруженный конфликт), а также кто его завербовал: специальная организация, частное лицо или представитель одной из воюющих сторон. В-третьих, наемник не является ни гражданином, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте, и не послан третьими государствами для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав их вооруженных сил. Данный критерий проводит четкое различие между наемниками и военными советниками, не принимающими непосредственного участия в боевых действиях и направленными на службу в иностранную армию по соглашению между государствами. В-четвертых, важным критерием, характеризующим наемника, является его принадлежность к вооруженным силам одной из воюющих сторон. Согласно ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года воюющая сторона “ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил”. Следовательно, при разграничении статуса наемника и добровольца определяющим является именно факт включения данного лица в личный состав вооруженных сил, что делает данное лицо законным комбатантом, и воюющая сторона, включившая его в личный состав своих вооруженных сил, тем самым берет на себя международно-правовую ответственность за его действия.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что исследование проблемы комбатантов в современных вооруженных конфликтах остается актуальным, поскольку четкое определение и международно-правовое закрепление этого понятия имеют важное значение как для обеспечения прав самих комбатантов, так и для защиты гражданского населения.

Принцип покровительства. В международном праве издавна имеется специальная категория лиц, находящихся под особой защитой и покровительством. К ним относятся те, кто либо вообще не принимал непосредственного участия в вооруженной борьбе, либо с определенного момента прекратил такое участие. Международное гуманитарное право признает их жертвами войны и, устанавливая для этой категории лиц специальный режим, формулирует целую систему гуманитарных норм и принципов. К вышеупомянутым лицам относятся:

Раненые и больные в действующих армиях;

Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Военнопленные;

Гражданское население.

Каждая из этих категорий покровительствуемых лиц находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских Конвенций и Дополнительных Протоколов к ним 1977 года. Согласно этим международно-правовым актам покровительствуемые лица должны при любых обстоятельствах пользоваться уважением и защитой; с ними следует обращаться гуманно, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, вероисповедание, политические убеждения или другие аналогичные критерии (ст. 12 Конвенций I и II, ст. 16 III Конвенции и ст. 27 IV Конвенции). “Уважение” и “защита” представляют собой взаимодополняющие элементы принципа покровительства. “Уважение” как пассивный элемент предполагает обязательство не причинять покровительствуемым лицам вреда, не подвергать их страданиям, тем более не убивать; “защита” как активный элемент означает обязанность отводить от них опасность и предотвращать причинение им вреда. Третий элемент данного принципа - “гуманное” обращение - касается нравственного аспекта отношения к покровительствуемым лицам, призванного определять все стороны обращения с ними. Это отношение должно быть нацелено на то, чтобы вопреки тем суровым обстоятельствам, в которых они находятся, обеспечить покровительствуемым лицам существование, достойное человека. Наконец, запрещение какой-либо дискриминации составляет последний существенный элемент принципа покровительства, который необходимо учитывать при рассмотрении трех вышеперечисленных основных принципов 11 Фриц Кальсховен. Ограничение методов и средств ведения войны. МККК, М., 1994 г., с. 54.. Авторы Конвенций, содержащих около четырехсот подчас весьма детализированных статей, создали тщательно разработанную систему правил защиты различных категорий покровительствуемых лиц. В своей работе я остановлюсь на наиболее важных моментах этого обширнейшего материала, причем термин “защита жертв войны” следует рассматривать в широком смысле, включая в него три других элемента принципа покровительства.

25. Правовой статус иностранных граждан

Исходя из понятия термина «иностранец», принятого в современной международно-правовой практике, он включает в себя каждое лицо, которое не является гражданином страны пребывания. По признаку гражданской принадлежности, иностранцы делятся на 2 категории: иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Режим иностранца устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

Существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области собственными гражданами государства пребывания.

Режим наибольшего благоприятствования с означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.

Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства.

Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении иностранцев; д) дипломатической защиты, оказываемой иностранцам государством их гражданства.

Иностранные граждане в РК

В РК правовой статус иностранных граждан регулируется Закон РК «О правовом положении иностранных граждан». от 19 июня 1995 г

В РК иностранные граждане бывают: постоянно проживающие и временно пребывающие

Постоянно проживающими в РК признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел.

Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в РК является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, своей платежеспособности в период пребывания в РК в порядке, определяемом Правительством РК.

Иностранные граждане, находящиеся в РК на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РК. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из РК по истечении определенного им срока пребывания.

Конституция РК закрепила основной принцип, определяющий правовой статус этой категории лиц. В нашей стране установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК. Такой режим называется национальным режимом.

Иностранцы в РК пользуются следующие права

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, имеют право на получение образования наравне с гражданами РК в порядке, установленном законодательством РК.

Иностранным гражданам в РК гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности.

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в РК на общих основаниях с гражданами РК,

Иностранные граждане в РК имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав.

Иностранные граждане, находящиеся на территории РК, в сфере охраны здоровья имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в РК на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК.

Ограничения в следующих правах

Иностранные граждане не могут поступить государственную. службу.

У иностранцев нет избирательных прав. Иностранные граждане в РК не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РК, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РК, за исключением случаев, установленных международными договорами.

Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК: а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство. г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином РК явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в РК.

Принцип покровительства. В международном праве издавна имеется специальная категория лиц, находящихся под особой защитой и покровительством. К ним относятся те, кто либо вообще не принимал непосредственного участия в вооруженной борьбе, либо с определенного момента прекратил такое участие. Международное гуманитарное право признает их жертвами войны и, устанавливая для этой категории лиц специальный режим, формулирует целую систему гуманитарных норм и принципов. К вышеупомянутым лицам относятся:

Раненые и больные в действующих армиях;

Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Военнопленные;

Гражданское население.

Каждая из этих категорий покровительствуемых лиц находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских Конвенций и Дополнительных Протоколов к ним 1977 года. Согласно этим международно-правовым актам покровительствуемые лица должны при любых обстоятельствах пользоваться уважением и защитой; с ними следует обращаться гуманно, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, вероисповедание, политические убеждения или другие аналогичные критерии (ст. 12 Конвенций I и II, ст. 16 III Конвенции и ст. 27 IV Конвенции). “Уважение” и “защита” представляют собой взаимодополняющие элементы принципа покровительства. “Уважение” как пассивный элемент предполагает обязательство не причинять покровительствуемым лицам вреда, не подвергать их страданиям, тем более не убивать; “защита” как активный элемент означает обязанность отводить от них опасность и предотвращать причинение им вреда. Третий элемент данного принципа - “гуманное” обращение - касается нравственного аспекта отношения к покровительствуемым лицам, призванного определять все стороны обращения с ними. Это отношение должно быть нацелено на то, чтобы вопреки тем суровым обстоятельствам, в которых они находятся, обеспечить покровительствуемым лицам существование, достойное человека. Наконец, запрещение какой-либо дискриминации составляет последний существенный элемент принципа покровительства, который необходимо учитывать при рассмотрении трех вышеперечисленных основных принципов. Авторы Конвенций, содержащих около четырехсот подчас весьма детализированных статей, создали тщательно разработанную систему правил защиты различных категорий покровительствуемых лиц. В своей работе я остановлюсь на наиболее важных моментах этого обширнейшего материала, причем термин “защита жертв войны” следует рассматривать в широком смысле, включая в него три других элемента принципа покровительства.

Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.

Термины “раненые” и “больные” означают лиц (как военнослужащих, так и гражданских), которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. В отношении всех раненых и больных, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, запрещаются следующие действия:

Всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

Медицинские или научные эксперименты;

Удаление тканей или органов для пересадки;

Взятие заложников;

Посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное или унижающее обращение;

Осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.

Под “лицами, потерпевшими кораблекрушение” понимаются военнослужащие и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах (таких, как реки или озера) в результате несчастья, случившегося с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Из данного определения явствует, что “потерпевшее кораблекрушение” - это временное состояние лица. Оно завершается как только данное лицо оказывается высаженным на берег и тем самым приобретает иной статус, например, военнопленного, “раненого” или гражданского лица. Женевские Конвенции устанавливают, что во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, оградить их от ограбления и дурного обращения и обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. Более того, военные власти могут обращаться к гражданскому населению и обществам помощи с просьбой подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, разыскивать погибших и сообщать об их местонахождении.

Согласно ст. 19 II Конвенции стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все имеющиеся в их распоряжении данные, способствующие установлению личности раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны, попавших в их руки. Эта информация должна быть доведена до сведения Справочного бюро (организация которого предусмотрена ст. 122 III Конвенции) для передачи стороне противника, в частности, через посредничество Центрального Агентства по розыску Международного Комитета Красного Креста. Если информация не направляется через МККК и его Центральное Агентство, каждая сторона должна предоставить эти сведения Центральному справочному агентству, утвержденному в соответствии с III Конвенцией.

Гуманное обращение с военнопленными.

Под военным пленом понимается ограничение свободы лиц, принимавших участие в военных действиях, в целях пресечения их дальнейшего участия в вооруженной борьбе. Режим военного плена призван обеспечить не только сохранение жизни военнопленного, но и защиту его неотъемлемых человеческих прав. В этой связи необходимо всегда помнить о том, что военнопленные находятся во власти Державы противника, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (ст. 12 III Конвенции). Следовательно, за все, что происходит с военнопленными, несет ответственность государство неприятеля, но это не умаляет, однако, индивидуальной ответственности лиц в случае нарушения ими правил обращения с военнопленными. III Конвенция подробно регламентирует порядок содержания военнопленных:

Их размещение, обеспечение питанием и одеждой;

Требование гигиены и оказание медицинской помощи;

Религиозную, интеллектуальную и физическую деятельность и т.д.

В соответствии со ст. 122 воюющие страны обязаны организовать справочные бюро по делам военнопленных, которые должны давать ответы на все вопросы, связанные с военнопленными.

Защита гражданского населения.

Впервые попытка дать определения “гражданское лицо” и “гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);

г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.

Дополнительный протокол I выработал более удачную формулировку понятий гражданского лица и гражданского населения, отразившую суть их правового положения в период вооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит:

Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов. Важно добавить, что в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым. Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается, что гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п. 3 ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и права на защиту, если среди него находятся военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, “за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51).

Современное международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий военных действий. Различие заключается в том, что общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независимо от из пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Специальная защита предоставляется отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные, женщины, дети и т.д.), либо особенностями профессиональных функций, выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т.д.).

В целях ее осуществления устанавливается, что гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются:

Акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;

Нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I;

Нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;

Использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им.

Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54). Любое нарушение этих запрещений, говорится в заключительном положении ст. 51, не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:

а) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

б) принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их к минимуму;

в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам;

г) делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

Режим военной оккупации.

Под военной оккупацией понимается временное занятие вооруженными силами одного государства территории другого государства (или ее части) и установление власти военной администрации на оккупированной территории. Согласно ст. 42 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, территория признается оккупированной, если она действительно находится во власти неприятельской армии. Однако власть оккупанта над населением не является неограниченной. Так, в соответствии со ст. 23 и 44 Положения власти оккупирующей державы не должны принуждать гражданское население принимать участие в военных действиях, направленных против их страны, или давать сведения об ее армии или других средствах обороны (кроме того, население оккупированной территории нельзя принудить служить в вооруженных силах оккупанта; воспрещается пропаганда добровольного вступления в его армию - ст. 51 IV Женевской конвенции). Согласно ст. 46 Положения, “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения должны быть уважаемы”.

Международное гуманитарное право предусматривает защиту жертв войны, т.е. обязывает воюющие государства в ходе вооруженных конфликтов обеспечить предоставление международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, военнопленным. Речь идет о том, чтобы подобным лицам предоставлялся такой статус, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.

Основными международными правовыми актами, определяющими правовое положение указанных лиц , являются Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г.

К раненым и больным относятся лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того, включаются лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, а также роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи (беременные женщины или немощные).

Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополченцев, добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы и нормы международного гуманитарного права.

Все раненые и больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. Причем такая защита обеспечивается не только в случае войны, но и в случае всякого иного вооруженного конфликта между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны. Нормы о защите жертв войны применяются ко всем случаям оккупации, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

На нейтральные государства также возлагается обязанность обеспечивать международно-правовую защиту раненых и больных. При этом раненые и больные не могут отказываться частично или полностью от прав, которые для них определены международными конвенциями.

Если раненые и больные одной из состава вооруженных сил воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; проведение медицинских или научных экспериментов; удаление тканей или органов для пересадки; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

Воюющие обязаны принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, изъявившим желание выполнять такую работу, необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. Государства, находящиеся в конфликте, должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в плен раненых, больных с тем, чтобы в последующем в установленном порядке передать их государству, гражданами которого они являются.

Международное гуманитарное право предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергались опасности в случае нападения противника на военные объекты.

Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных и принадлежащий исключительно к администрации санитарных формирований, находится под защитой норм международного гуманитарного права. К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравнивается личный состав добровольческих обществ помощи, уполномоченных своим правительством, а также организации Красного Креста и соответствующие им другие национальные общества.

Защита жертв войны включает также обязательство воюющих обеспечить правовой режим военнопленных. Международное гуманитарное право устанавливает, что любой комбатант, попавший во власть противной стороны неприятеля, является военнопленным. Иными словами, правами военнопленных пользуются лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др. Нарушение комбатантами норм международного гуманитарного права в ходе вооруженного конфликта, если они попадают во власть противной стороны, не лишает их права считаться военнопленными, за некоторыми исключениями (совершение вероломных действий) .

Военнопленные ни в коем случае не смогут отказываться частично или полностью от прав, которые за ними признаются международным гуманитарным правом или специальными соглашениями воюющих сторон.

По смыслу международного гуманитарного права военнопленные попадают во власть неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Поэтому независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, именно держащие в плену государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения. Военнопленные могут быть переданы держащим в плену государством только такому другому государству, которое является участником гуманитарных конвенций, и только после того, как удостовериться в желании и способности государства, которому передаются военнопленные, применять нормы международного гуманитарного права. После перехода военнопленных в другое государство на указанных выше условиях ответственность за применение норм международного гуманитарного права несет это принимающее их государство до тех пор, пока они находятся на его попечении.

В основу правового статуса данной категории жертв войны положена норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Запрещается любой незаконный акт или бездействие со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или ставящие его здоровье под серьезную угрозу. В частности, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами. Равным образом военнопленные должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Применение к ним репрессалий воспрещается.

При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними должны во всех случаях не хуже, чем с мужчинами. Предусмотрено, что военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен, хотя за держащим в плену государством признается право ограничить осуществление прав, предоставляемых этой правоспособностью, лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.

Держащее в плену государство обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и также врачебную помощь, которую потребует состояние их здоровья.

Международное гуманитарное право запрещает осуществлять какую-либо дискриминацию военнопленных но признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и всем другим причинам, основанным на аналогичных критериях, за исключением случаев привилегированного режима, который она могла бы установить для военнопленных по состоянию их здоровья, по возрасту или квалификации.

Каждый военнопленный при его допросе после пленения обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям, или ограничениям. Допрос военнопленных должен проводиться на языке, понятном для них.

В возможно более краткий срок после их взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные далеко от зоны военных действий. В опасной зоне можно временно задерживать только тех военнопленных, которые по состоянию своих ранений или болезни подвергаются бо́льшему риску при эвакуации, чем при оставлении на месте.

Ни один военнопленный ни в какое время не может быть ни послан в такой район, где он подвергался бы действию огня из зоны боев, ни задержан там, а также не может быть использован для защиты своим присутствием каких-либо пунктов или районов от военных операций.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья. В тех лагерях, в которых наряду с мужчинами находятся военнопленные женщины, для них должны быть обеспечены отдельные помещения для сна. Военнопленным имеют право сохранять знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия и предметы, имеющие, главным образом, субъективную ценность.

Держащее в плену государство имеет право использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей, в частности, для того, чтобы поддерживать их в хорошем физическом и моральном состоянии. Условия привлечения к работе военнопленных подробно регламентированы в третьей Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. Кроме того, международное гуманитарное право регулирует вопросы их обеспечения питанием и одеждой. Военнопленные, в частности, имеют право на переписку, получение денежных переводов, индивидуальных или коллективных посылок, содержащих продукты питания, одежду, медикаменты и предметы, предназначенные для удовлетворения их потребностей (религиозных, научных, спортивных и др.).

Каждый лагерь военнопленных возглавляется офицером из состава регулярных вооруженных сил держащего в плену государства. Этот офицер отвечает под контролем своего правительства за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял нормы международного гуманитарного права, определяющие положение военнопленных.

Международное гуманитарное право содержит положения, касающиеся ответственности военнопленных за совершенные ими правонарушения. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. Последнее будет иметь право принять судебные или дисциплинарные меры в отношении любого военнопленного, совершившего нарушение этих законов, уставов или приказов. В каждом случае нарушения ими дисциплины производится расследование. За один и тот же проступок или по одному и тому же обвинению военнопленные могут быть наказаны только один раз. Всякого рода правила, приказы, объявления и извещения, касающиеся поведения военнопленных, должны им сообщаться на понятном для них языке.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Однако те из них, против кого возбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда или до отбытия ими наказания.

  • Иногда они именуются покровительствуемыми лицами.
  • В ходе военной операции США и их союзников в Афганистане в 2001 г. задержанные лица из состава нерегулярных сил движения "Талибан" были объявлены "незаконными комбатантами" и помещены на военную базу США в Гуантанамо. Условия их содержания на базе не отвечают требованиям международного гуманитарного права. Вряд ли безоговорочно можно согласиться с такой односторонней интерпретацией важнейшей нормы международного гуманитарного права.

Говоря о защите жертв войны, подразумевают обеспечение сторонами конфликта международно-правовой защиты для таких категорий лиц: раненые, больные, лица с состава вооруженных сил на море, пострадавших от кораблекрушения, военнопленные, гражданское население, то есть предоставление им такого статуса, гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над лицами.

Основными международно-правовыми актами, которые определяют правовое положение указанных лиц, являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. К раненых и больных относятся как военнослужащие, так и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни, другого физического или психического расстройства, инвалидности нуждаются в медицинской помощи или заботы и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Это и пассажиры корабля, потерпевшего крушение »лица, подвергаются опасности на море и других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети. Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, которые следуют за вооруженными силами, но не входящие в их состав, на военных корреспондентов, обслуживающий состав, на членов экипажей торгового флота, населения неоккупированной территории, которое берется за оружие с приближением врага.

Государства воюют, должны обращаться с жертвами войны при любых обстоятельствах гуманно, предоставлять им максимально возможную медицинскую помощь и уход. Если такие лица оказываются во власти другой стороны конфликта, они считаются военнопленными. Отношении этих лиц запрещаются такие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность; взятие в заложники; коллективные наказания; угрозы совершить вышеизложенные действия, проведение медицинских или научных опытов; лишения права на беспристрастное судопроизводство, применение практики апартеида и других негуманных действий на основании расовой дискриминации. Военные должны позволять гражданскому населению и благотворительным организациям по собственной инициативе подбирать раненых, больных и заботиться о них, и за такие действия никто не должен преследоваться и осуждаться. Стороны конфликта по возможности должны регистрировать пленных, раненых и больных для дальнейшей передачи государству, гражданами которой они являются.

Международно-правовая охрана гражданского населения. Гражданское население - это лица, которые не относятся ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не участвуют в военных действиях. Правовая защита гражданского населения осуществляется в конфликтах как международного, так и немеждународного характера. Стороны конфликта обязаны принять все меры, чтобы дети до 15 лет, те, что осиротели или разведенные с семьями из-за войны, не были брошены судьбы (ст. 24 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны). Нельзя применять к гражданскому населению никакие меры физического или морального давления с целью получения каких-либо сведений.

Запрещается наносить физических страданий или принимать любые меры, приведут к гибели гражданского

населения (убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные эксперименты, голод среди гражданских как метод ведения войны, террор, грабеж, взятие заложников, другое насилие со стороны гражданских или военных представителей сторон конфликта). Гражданское население и отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Запрещается использовать гражданское население для защиты определенных объектов, пунктов или районов нападения.

Режим военной оккупации. Военная оккупация - это временный захват территории (Части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация любой территории не означает ее переход под суверенитет государства, ее захватила.

Согласно положениям IV Гаагской конвенции 1907 p., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующая держава обязана принять все меры по обеспечению порядка на захваченной территории. Населения оккупированной территории должно подчиняться распоряжениям властей, но его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующей державой, к участию в боевых действиях, направленных против его государства, к свидетельствам об армии последней. Должны уважаться честь, достоинство, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семьи. Оккупирующее государство, должна обеспечивать гражданское населения необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

Отношении гражданского населения запрещается: совершать любые акты насилия; применять принуждение физического или морального характера, в частности для получения сведений; применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты, коллективные наказания и т.д., принимать его в заложники; депортировать из оккупированной территории. Иностранцам, которые оказались на оккупированной территории, обеспечивается право оставить ее в кратчайшие сроки.

Режим военного плена. Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенций 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются лица, попавших под власть врага: личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил; личный состав партизанских отрядов; личный состав вооруженных сил, который подчиняется правительства, это признанному государством, которая удерживает в плену, военные корреспонденты, поставщики, другие лица, которые следуют за вооруженными силами, члены экипажа торгового флота и гражданской авиации, население неоккупированной территории взялось за оружие, если оно открыто носит оружие и выполняет законы и обычаи войны.

Государство, которая удерживает в плену, несет ответственность за обращение с военнопленными. Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер. Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним могут быть применены репрессалии. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечиваются уважение к личности и достоинства. Государство, захватила в плен, может подвергнуть военнопленных интернированию. им также может быть запрещено выходить за установленный предел лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен быть обеспечен доступ медицинского и духовного персонала. В плену сохраняется ношения наград. Военнопленным обеспечивается возможность работать, принуждение к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных работах (например, для обезвреживания мин) или таких, что унижают достоинство. В процессе работы должны выполняться требования техники безопасности. Военнопленные должны иметь связь с внешним миром. им обеспечивается также право подачи жалобы властям государства, которая удерживает их в плену.

Военнопленные обязаны выполнять законы государства, их удерживает в плену и которая имеет право применять судебные и дисциплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Запрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному взысканию.

После окончания военных действий военнопленные освобождаются и репатриюються.