Мировое сообщество включает в себя. Что такое мировое сообщество. Россия в мировом сообществе

Сегодня понятие «общество» стало даже более широким, чем об этом говорилось выше. Действитель­но, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно - все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

Если общество понимают в двух значениях - уз­ком и широком, то неизбежен переход от отдельного взятого общества, рассматриваемого в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство), к мировому сообществу, или мировой системе, подразумевающей все человечество как сущностное целое.

Представление о глобальном или, как сегодня при­нято говорить - планетарном, единстве всех людей существовало не всегда. Оно появилось только в XX веке. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судьбы, зависимость друг от друга, ощущение того, что все они - пассажиры одного корабля, благо­получие которого зависит от каждого из них. Ничего подобного в прежние века не происходило. Еще 500 лет назад трудно было говорить, что проживающие на зем­ле люди объединены в какую-то единую систему. В прошлом человечество представляло собой чрезвы­чайно пеструю мозаику, составленную из изолирован­ных образований - орды, племена, царства, империи, имевших независимую экономику, политику и культуру.

С тех пор процесс создания мировой системы рез­ко ускорился. Особенно это стало ощущаться после эпохи великих географических открытий (хотя начало было положено раньше), когда европейцам стали изве­стны все, даже самые отдаленные уголки планеты. Сегодня можно говорить лишь о географической отда­ленности или отдельном существовании стран и конти­нентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое простран­ство.

Центральным органом управления мирового сооб­щества выступает Организация объединенных наций (ООН). Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятни­ки и посылает миротворческие силы («Голубые каски» ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональ­ные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн человек, объединенных эко­номическим, валютным и политическим союзом. Сооб­щество имеет Совет Министров и Европарламент.

Главным фактором в развитии мировой цивилиза­ции становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу пла­нету в «большую деревню». Миллионы людей стано­вятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная рабо­та за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Когда говорят о миро­вом сообществе, то подразумевают процесс глобализа­ции, следствием которого такое сообщество и стало.


Наш мир постепенно превращается в глобальную коммуникационную систему, в которой общества рас­падаются на отдельные группы, перетекающие, в за­висимости от меняющихся жизненных приоритетов, из одной социальной сети в другую. Возможно, что для описания новой ситуации больше подходит термин обществ-сетей, где происходит непрерывный обмен информацией и которые не замкнуты, благодаря гло­бальным сетям, в своих государственных границах.

В результате присоединения России к мировому информационному сообществу главным содержанием социального взаимодействия в российском обществе становится непрерывный обмен информацией. Это положение А.Н. Качеров обосновал с помощью резуль­татов эмпирического исследования, в результате ко­торого он пришел к следующим выводам:

С момента прорыва информационных потоков в Россию (начиная приблизительно с 1989-1992 гг.) наблюдается сокращение числа прямых контактов или так называемо­го «face-to-face» взаимодействия;

Увеличилось число контактов с помощью средств связи (телефон, факс, компьютерные сети);

Наблюдается экспоненциальный рост «искусственного» взаимодействия на основе радио и телевидения;

Личные контакты между индивидуумами сокращаются по количеству и по продолжительности времени в связи с тем, что возросшая скорость информационных потоков заставляет людей избегать излишней эмоциональной на­грузки и затрат энергии при личных контактах.

Вхождение России в систему мировых коммуни­каций в определенной степени - в значительной или нет, это еще предстоит выяснить социологам, - из­менило традиционный уклад жизни, свойственные ей каналы и способы общения. Современный житель крупного мегаполиса имеет в своем распоряжении все необходимые средства коммуникации и подключен к глобальной сети коммуникаций. Чем больше вызовов в сеть он принимает или осуществляет, тем больше соответствует образу жизни, принятому в мировом информационном сообществе. Старое содержание коммуникаций - научные беседы, жалобы и пере­бранка, разговоры с друзьями и любовницами, адми­нистративные или деловые переговоры - облечено сегодня в новую техническую форму.

Глобализация - это исторический процесс сбли­жения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращаются в единую политическую систему. На­чиная с середины XX века и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеют смысла.

Доиндустриальное общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, состав­ленную из изолированных социальных единиц, начи­ная с орд, племен, царств, империй и кончая появив­шемся недавно национальным государством. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру. Постиндустриаль­ное общество - совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая семер­ка»), континентальные объединения (Европейское со­общество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правитель­ства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа. Усиливается роль региональных и мировых экономи­ческих соглашений. Наблюдается глобальное разделе­ние труда, растет роль многонациональных и трансна­циональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национально­го государства. Такие компании, как Тойота, Макдо­нальдс, Пепси-Кола или Дженерал Моторс утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки реагируют на события с молние­носностью.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в «большую деревню». Мил­лионы людей становятся свидетелями событий, произо­шедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, вре­менная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый или, по крайней мере, общепринятый разговор­ный язык - английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. За­падная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

Наряду с термином «мировое сообщество» в науке широко используются и другие понятия, очень похо­жие на него, но обладающие своими отличительными особенностями. С ними вы можете встретиться читая не только специальную литературу или учебники, но и прессу, слушая радио и телевидение. Давайте разбе­ремся в них. Речь пойдет о мировой системе, мировой экономической системе, мировой империи, цивили­зации.

Термин «мировая система» ввел в научный обо­рот Иммануил Валлерштайн. Он полагал, что привыч­ное слово «общество», позаимствованное учеными из обыденной практики, слишком неточное, поскольку его почти невозможно непротиворечивым способом отде­лить от термина «государство». Вместо того и другого он предложил понятие «историческая система», благо­даря которому, как ему верилось, наконец-то воссоеди­нятся два рода наук - исторические (идеографичес­кие) и социальные (номотетические). Старый термин «общество» их разъединял, а новый их призван объе­динить. В понятии «историческая система», уживают­ся социологический и исторический взгляды на мир.

Кроме него о мировом обществе писал Никлас Луман. Он определял общество через коммуникацию и коммуникативную досягаемость. Но если это так, то единственной закрытой системой, не являющейся ча­стью другой, построенной на принципах коммуника­ции является только мировое общество.

И. Валлерштайн и Н. Луман считаются самыми вли­ятельными теоретиками мирового общества. Они ста­вят явления производства и воспроизводства неравен­ства в центр своей концепции.

Согласно И. Валлерштайну, существуют всего три формы, или разновидности, исторических систем, которые он назвал мини-системами, мировыми импери­ями и мировыми хозяйствами (хотя можно выделить и другие их разновидности). Мини-системы неболь­шие по размерам, недолговременные (жизненный путь примерно шести поколений) и гомогенные с культур­ной точки зрения. Мировые империи являются круп­ными политическими структурами, в культурном плане они гораздо более многообразны. Способ существова­ния - изымание дани с подведомственных территорий, прежде всего сельских округов, которая стекается в центр и перераспределяется среди немногочисленной страты чиновников. Мировые хозяйства - это огром­ные неравные цепи интегрированных производст­венных структур, разделенных многочисленными по­литическими структурами. Логика их существования заключается в том, что прибавочная стоимость нерав­номерно распределяется в пользу тех, кто смог захва­тить временную монополию на рынке. Это - «капита­листическая» логика 1 .

В ту далекую эпоху, о которой мы можем судить только по археологическим раскопкам, когда на зем­ле обитали собиратели и охотники, преобладающей формой были мини-системы. На раннем этапе исто­рии одновременно существовало множество обще­ственных систем. Так как эти общества являлись, в основном, племенными, следует исходить из суще­ствования многих тысяч общественных систем. Поз­же, в связи с переходом к земледелию и изобретению письменности, а именно в период между 8000 г. до н. э. и 1500 г. н. э. на земле сосуществовали одновре­менно все три разновидности «исторических систем», но господствующей являлась мировая империя, ко­торая, расширяясь, разрушала и поглощала как мини-системы, так и мировые хозяйства. Но когда миро­вые империи распадались, на их развалинах вновь появлялись мини-системы и мировые хозяйства. История, похоже, напоминает круговорот веществ в природе.

Большая часть того, что мы называем историей этого периода, - это история рождающихся и умира­ющих мировых империй, полагает И. Валлерштайн. Мировые экономики в то время были еще слишком слабыми, чтобы конкурировать с тремя формами «ис­торических систем».

Примерно в 1500 г. из консолидации разрознен­ных мировых хозяйств, чудом уцелевших после очеред­ного нашествия мировых империй, родилась современ­ная мировая система. С тех пор «она достигла своего полного развития как капиталистическая система. По своей внутренней логике это капиталистическое ми­ровое хозяйство затем расширилось и захватило весь земной шар, впитывая в себя все существующие мини-системы и мировые империи. Таким образом, к концу XIX в. впервые в истории на Земле оказалась только одна историческая система. Мы до сих пор существу­ем в этом положении» 1 .

Теория мировой системы, созданная И. Валлерштайном в середине 70-х годов позволяет объяснить многие исторические факты, которые не поддавались объяснению традиционной теории общества. Несом­ненно, весьма эвристична гипотеза циклического возникновения и распада мировых империй, в число которых необходимо отнести и нашу страну, прини­мавшую форму то царского самодержавия, то совет­ского тоталитарного государства. Из вечного круговорота исторических форм общества следует не только неизбежность распада социальных гигантов и возникновения социальных карликов. Но также ги­потеза о внутренней нестабильности «слабо упако­ванных», неплотных по удельному весу грамма «со­циального вещества» на единицу площади мировых империй. Внутренняя культурная разнородность не позволила просуществовать СССР до третьего тыся­челетия, несмотря на жесткий внешний политичес­кий контроль.

Весьма зыбкой и неустойчивой являлись все миро­вые империи. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, как негетерогенное и внутренне противоречивое объединение, где власть держалась только «на штыках»?

Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то такое объедине­ние обречено на распад. Не спасает даже наличие еди­ного политического центра и органов управления. Хотя русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление, данный ритуал оставался пустой формаль­ностью, поскольку никто из монгольских «топ-менедже­ров» никогда не вмешивался во внутренние дела удель­ных князей. Похожим образом в 70-80-е годы советские партийные функционеры перестали контролировать злоупотребления и вольнодумие «удельных князей» в Узбекистане, республиках Закавказья и даже поволжс­ких областях. Автономия периферии по отношению к центру обернулась трагедией для всей системы.

Мировые империи включали несколько террито­рий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляли очень разнород­ные (культурно, социально, экономически, реже - религиозно), обширные по территории, политически непрочные образования. Они создавались принуди­тельно и быстро распадались.

Европейцы давно уже практиковали трансокеани­ческую торговлю и экономику. Именно они стали пи­онерами новой формы «исторической системы» - мировой системы. Со временем по всему миру люди попали в европейскую сферу влияния. Начало евро­пейской гегемонии прослеживается с крестовых по­ходов - христианских военных экспедиций, предпри­нятых между XI и XIV веками в целях отвоевания «священной земли» у мусульман. Итальянские горо­да-государства использовали их для расширения тор­говых путей. В XV веке Европа установила регуляр­ную связь с Азией и Африкой, а затем и с Америкой. Европейцы колонизировали другие материки, приез­жая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чинов­ников. Открытие Америки Колумбом навсегда соеди­нило Старый и Новый Свет. Испания и Португалия добывали в чужих странах рабов, золото и серебро, оттесняя туземцев в глухие районы.

С освоением внеевропейских территорий изме­нился не только характер экономических связей, но весь уклад жизни. Если раньше, буквально до середи­ны XVII века, рацион питания европейца составляла продукция натурального хозяйства, т. е. то, что было выращено внутри континента сельскими жителями, то в XVIII и XIX веках в ассортимент предметов, в пер­вую очередь высшего класса (он всегда идет в аван­гарде прогресса), входит импорт. Одним из первых заморских товаров стал сахар. После 1650 г. его упо­требляют в пищу не только высшие слои, но также средние, а затем и низшие. На столетие раньше по­хожая история случилась с табаком. К 1750 г. даже самая бедная английская семья могла попить чай с сахаром. Из Индии, где впервые производственным способом получили сахар, европейцы завезли его в Новый Свет. Климат Бразилии и Карибских островов создавал идеальные условия для выращивания сахар­ного тростника. Европейцы основали здесь плантации, удовлетворяя растущий спрос на сахар по всему миру. Спрос на сахар и его предложение привели к между­народному рынку, а вслед за этим и к работорговле. Дешевая рабочая сила нужна была для растущей плантационной экономики, а рынком труда выступа­ла Африка. Сахар и хлопок стали основным предме­том международной торговли, связав континенты по разные стороны океана.

В XVII веке сложились два торговых треугольни­ка, включающих в себя торговлю сахаром и рабами. Во-первых, производимые Англией товары продава­лись в Африки, а африканские рабы продавались в Америке, в свою очередь американские тропические товары (особенно сахар) продавались Англии и ее соседям. Во-вторых, спиртные напитки из Англии ко­раблями доставлялись в Африку, африканские рабы - на Карибы, а черная патока (из сахара) посылалась в Новую Англию для изготовления спиртных напит­ков. Труд африканских рабов увеличивал американ­ское богатство, которое большей частью возвращалось в Европу. Продукты, выращенные рабами, потреблялись в Европе. Сюда из Бразилии шли кофе, краски, сахар и пряности, из Северной Америки - хлопок и спиртное.

Постепенно международная торговля преврати­лась в господствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали определять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения до­хода. Сложилось понятие мировой капиталистичес­кой экономики - единой мировой системы, вовле­ченной в производство для продажи и обмена больше с целью увеличения прибыли, чем для обеспечения благосостояния народа. Теперь она указывает, в ка­ком направлении двигаться отдельным странам. Со­временный мир - это мировая система, базирую­щаяся на капитализме, поэтому она и называется «капиталистическая мировая система».

«Единицей анализа современной мировой систе­мы является капиталистическое мировое хозяйство», - пишет И. Валлерштайн.

Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономически­ми связями. Это понятие шире, чем мировая капита­листическая экономика, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталисти­ческим хозяйством, но уже, чем понятие мировой си­стемы.

Мировая капиталистическая экономика - выс­шая и последняя форма мировой экономической си­стемы. Он существует чуть ли не 500 лет, но так и не превратилась в мировую империю. Транснациональ­ные корпорации находятся вне контроля единого пра­вительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу ми­ровых экономических систем следует отнести так на­зываемый социалистический лагерь, куда в 60-80-е го­ды входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна - суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Со­вета экономической взаимопомощи (СЭВ). В широком смысле мировая система включает все ныне суще­ствующие на планете страны. Она получила наиме­нование мирового сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превраща­ется в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы -мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но поли­тически в одно государство не объединенные).

К типу мировых, или глобальных, систем отно­сятся цивилизации. Но в отличие от мировой систе­мы цивилизация отражает социокультурный, а не экономический и политический аспект развития че­ловечества. Это понятие, как мировая империя или мировая система, шире, чем страна или государство. О цивилизации также целесообразно поговорить специально.

Цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает глобальный уровень человеческого обще­ства, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значе­ниях.

В первом случае цивилизация обозначает истори­ческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития чело­вечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера: цивилизация - высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят истори­чески - как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.

Во втором случае цивилизацию связывают с гео­графическим местом, подразумевая локальные, ре­гиональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную цивилизации. Они различа­ются экономическим укладом и культурой (совокуп­ностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизация различаются имен­но этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Сегодня ученые согласились, что первый и вто­рой подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы гео­графически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор суще­ствует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный па­радокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким обра­зом, общество и культура возникли раньше, а цивили­зация позже. За всю историю существования в усло­виях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, Евразийская, восточная, европейская, за­падная, мусульманская, христианская, античная, сред­невековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.

Тот же И. Валлерштайн, о котором сказано выше, разделил мировую систему на три части:

Полупериферия,

Периферия.

Ядро - страны Западной Европы, Северной Аме­рики, Японии - включает самые сильные и могуще­ственные государства с совершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологич­ную продукцию эти страны экспортирует в перифе­рию и полупериферию.

Государства полупериферии и периферии - это страны так называемого «второго» и «третьего» мира. У них меньше власти, богатства и влияния.

Термин «третий мир» придумали в 1952 г. фран­цузы для описания группы стран, которые в эпоху холодной войны между США и СССР (соответ­ственно первым и вторым миром) не присоедини­лись не к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Индия, Гана и Индоне­зия. Во второй половине 50-х годов термин приоб­ретает более широкое значение. Он стал обозна­чать все слаборазвитые страны. Таким образом, его смысл наполнился не географическим, а эко­номическим содержанием. К слаборазвитым стра­нам начали относить всю Латинскую Америку, всю Африку (исключая ЮАР), всю Азию (за исключе­нием Японии, Сингапура, Гонконга и Израиля). А некоторые страны, такие, как страны Африкан­ской Сахары, Гаити и Бангладеш, обремененные чрезмерной бедностью и нищетой, и вовсе были зачислены в разряд четвертого мира. Их отделили от третьего мира, который уже выбрался на путь экономического прогресса.

Страны периферии - это самые отсталые и бед­ные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра. Полезные иско­паемые добываются, но не перерабатываются на мес­те, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами свое­го государства, она поступает на службу иностранно­му капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего ши­роким слоем среднего класса.

Поскольку их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капиталы поступают только извне. Правительства, чаще всего это диктаторские или авто­ритарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Но и западная помощь часто оседает в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства неста­бильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Подобное то и дело происходит в странах Латинской Америки, Иране и Филиппинах. Даже после революций им не становится легче. Новые правительства поворачивают к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособ­ность и вскоре их смещают.

Демографическую ситуацию стран третьего мира характеризуют разноречивые процессы: высокая рож­даемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках рабочих мест.

С 60-х годов страны третьего и четвертого мира взяли в долг у развитых стран несколько биллионов долларов. Кредиты брали в период экономического подъема Запада, следовательно, при низких процент­ных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 бил­лионов долларов, но не видно способов, каким заемщи­ки могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефининансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполнение своих долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает международную финан­совую систему.

В 1998 г. Россия объявила свою некредитоспособ­ность перед западными инвесторами. Разразился скан­дал, а затем и мировой кризис, которого мир не знал с конца Второй мировой войны. Некоторые западные банки, купившие государственные бумаги (ГКО) в Рос­сии, разорились или оказались на грани разорения. Россия, которая прежде твердо держалась в ряду раз­витых экономических держав, по существу показала, что относится к странам третьего мира.

Самое страшное состоит в том, что, как показывает опыт, обильные вливания иностранных инвестиций в такие страны очень мало помогают им выбраться из кризиса. Для улучшения ситуации нужна внутренняя перестройка экономики.

Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные. Как и государства ядра, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили в Нигерию и моторы для машин, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Производство механизировано и автома­тизировано, но все или большинство технологических достижений, которыми вооружается собственная про­мышленность, заимствуются у стран ядра. В полупери­ферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом.

Если передать классификацию Валерштайна в тер­минах теории постиндустриального общества Д. Белла, то мы получим такие соотношения:

Ядро - постиндустриальные общества;

Полупериферия - индустриальные общества;

Периферия - традиционные (аграрные) общества.

Как уже говорилось, мировая система складыва­лась постепенно. Соответственно разные страны в разное время могли выполнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полу­периферии.

Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV веке в мировой торговле господствовали северо­итальянские города-государства. Голландия лидирова­ла в XVII веке, Англия после 1750 года, а Соединенные Штаты- после 1900 г. А в 1560 году ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды, Португалия и Испания). Северо-итальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинс­кая Америка составляли периферию. Многие общества (особенно в Океании и внутренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне перифе­рии. Они долго могли присоединиться к мировой ка­питалистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т. е. занимаясь натуральным хозяй­ством. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего советского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) отнесены к странам «второго мира». Долгое время они были отгорожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их зачисляют к периферии или полу­периферии.

Выдвинутая в 80-е годы теория ядра и периферии И. Валерштайна сегодня считается в принципе правиль­ной, но нуждающейся в известной корректировке и дополнении. Согласно новому подходу, основу современ­ного международного сообщества, которое иногда име­нуют «транснациональным миром», составляют ведущие международные организации, 50-60 основных финан­сово-промышленных блоков, а также около 40 тысяч ТНК. «Глобальная экономическая федерация» пронизана тес­ными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах третье­го мира, опутывают финансовыми и товарными потока­ми весь мир. Они делают различные регионы мира эко­номически зависимыми друг от друга.

На этом глобальном пространстве выделяются пост­индустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад - совокупность национальных экономик ведущих про­мышленного развитых держав, интенсивно развиваю­щийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, жи­вущий преимущественно за счет эксплуатации природ­ных ресурсов, а также находящиеся в переходном со­стоянии государств посткоммунистического мира.

Движение мира к новому типу объединения назы­вают геоэкономической или геополитической пере­стройкой планеты. Для нового международного про­странства характерны две тенденции: а) концентрация принятия важных стратегических решений в небольшой группе ведущих держав, типа «Большой Семерки» (пос­ле присоединения к ней России ставшей «Большой Восьмеркой»), б) размывание централизованных регио­нов и формирований на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, повышение их роли в мировом сообществе (пример - события в Юго­славии, Палестине и т. д.). Между двумя тенденциями возникает противоборство и непонимание.

Важные политические и экономические решения, принимаемые узким кругом лиц, могут вести к серь­езным последствия в различных частях земного шара, иногда затрагивая судьбы населения целых стран. Примером может служить влияние США на события в Югославии, когда Америка вынудила присоединиться к военному давлению на сербов чуть ли не все евро­пейские страны. Хотя само это решение выгодно не­большой кучке политиков в Конгрессе США.

Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в его социальной структуре небольшая часть была богатой и такая же - бедной. Основное население проживало на среднем уровне даже по европейским меркам. А че­рез несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего клас­са скатилась до бедноты.

Являясь самым мощным экономическим государ­ством мира. США ведет себя и как политический моно­полист. Доллары делают политику по принципу «один доллар - один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Сове­та Безопасности, МВФ, МБРР, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, скрывается намерение и воля узкого круга ведущих держав.

Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития и, как Чили и Аргентина, ускорен­ными темпами догоняют экономически развитые Се­вер и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу вой­ны». Они создают разветвленные криминально-терро­ристические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру. Исламский фундамента­лизм, меделинский картель...

В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая валютно-финансовая система, крепость ко­торой задают мировые лидеры, прежде всего США, Германия, Япония, Англия, уже не так стабильны как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые прежде, может быть, и не обра­тили внимание ее киты, сегодня сотрясают всю миро­вую систему. Кризис 1997-1998 гг. в Индонезии и России сильно отразился на финансовых биржах всего мира. Индустриальные гиганты потеряли милли­арды долларов.

Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в социальной структуре последнего небольшая часть была богатой и такая же - бедной. Основное населе­ние проживало на среднем уровне даже по европейс­ким меркам. А через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего класса скатилась до бедноты.

СООБЩЕСТВО МИРОВОЕ - одно из самых употребимых в международной политике и в то же время одно из наиболее противоречивых и двусмысленных в науке понятий. В узком - политическом (и государственно-центристском), а также правовом - смысле под сообществом мировым понимают объединение государств в универсальную международную организацию, преследующую общие для всех цели защиты мира и справедливости: иначе говоря, в данном случае под ним сегодня подразумевают ООН и ее институты. В широком - социологическом - смысле оно подразумевает как наличие совместных институтов и правил поведения для всего человечества, так и существование единых интересов и ценностей, а также общепланетарной мор.

Широкая трактовка сообщества мирового характерна главным образом для британской школы, коммунитаризма и других течений социологии международных отношений. Исходной в них выступает концепция международного общества, которая внутренне связана с идеями порядка и легитимности в мировой политике. М. Уайт и X. Булл определяли международный порядок как регулирование межгосударственных взаимодействий, создающее и поддерживающее определенные ценности и нормы. Он содержит три основных компонента, представляющих собой первичные цели членов международного общества. Во-первых, стремление всех государств к безопасности. Во-вторых, их заинтересованность в том, чтобы соглашения, которые заключаются, выполнялись. В-третьих, их забота о поддержании своего суверенитета.

В целом в научной литературе, относящейся к социологическому направлению в изучении международных отношений, существует три основных допущения: 1) международное общество рассматривается как факт международных отношений; 2) этот факт создает обязательства со стороны членов международного общества; 3) международное общество находится в процессе перехода от общества государств к обществу людей (т.е. к мировому обществу) и от международного порядка к мировому. Последнее означает, что по мере такого перехода формируется международное общественное сознание, распространенное по всему миру чувство сообщества.

При этом, как подчеркивает К. Браун, понятие «сообщество мировое» никогда не используется в отрицательном значении: может быть не совсем понятно, что должно или что подразумевается под ним, но ясно, что те, кто его используют, уверены, что мир мог бы стать лучше, если бы он мог быть назван сообществом. Иначе говоря, данное понятие отличается глубокой внутренней противоречивостью.

В самом деле, понятие «сообщество мировое» включает в себя как должное, так и сущее; содержит нормативный и рациональный, но одновременно ценностный и эмоциональный аспекты. Оно предполагает плюрализм и терпимость в отношениях между государствами и вместе с тем распространение по всему миру западную по происхождению и культурной основе ценностей (рыночная экономика, индивидуализм, права человека). Наконец, имея основой убеждение в превосходстве либеральных принципов добра и справедливости, оно выступает базой для навязывания этих принципов через политические теории, институты и действия. В итоге, будучи направленной по своему содержанию на достижение стабильности и справедливого мира, на устранение причин международных конфликтов, концепция сообщества мирового одновременно способствует их закреплению и распространению. Главная проблема состоит в том: кто определяет пути движения человечества к сообществу мировому, формирует нормы и правила поведения его членов, устанавливает их жизненные стандарты? Иначе говоря, в конечном счете понятие «сообщество мировое» отражает борьбу интересов и ценностей государств и народов Земли.

П.А. Цыганков

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 429-430.

Литература:

Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М., 1981;

Гладков В.П. Междунар. об-во: утопия или реальная перспектива // Мир. экономика и междунар. отношения. 1989. № 6;

Моро Дефарж Ф. Осн. понятия междунар. политики. М., 1995;

Burton N.J.W. World Society. Cambridge, 1972;

Culture, Ideology and World Order / Ed. by R.B.J. Walker. Boulder, 1984;

OnufN.G. World of Our Making: Rules and Rule in Social Theory of International Relations. Columbia, 1989;

Board E. International Society. L., 1991;

Badie B. L"Etat importe, L"occidentalisation de I"ordre Politique. P., 1992.

Мировое сообщество - это система, которая объединяет государства и народы Земли. Функции заключаются в совместной защите мира и свободы граждан любых стран, а также в решении возникающих глобальных проблем.

Интересы мирового сообщества выражаются в деятельности организаций разных стран, которые имеют общие цели, например ООН, ЮНЕСКО и др. Они как раз и выражают общее международное мнение. Главные цели мирового сообщества: сохранение мира, развитие дружеских отношений между народами, урегулирование и предотвращение споров и конфликтов, контроль за соблюдением человеческих прав и содействие в решении глобальных проблем.

Взаимообмен

В мировое сообщество входит более двухсот стран всего мира, каждая из которых имеет свои политические, социальные и экономические особенности развития. Именно разнообразие потребностей и экономическая выгода приводят страны ко взаимодействию между собой. Торговлю товарами дополняет взаимообмен специалистами, информацией и знаниями.

Благодаря распространению информации экономика другой страны получает необходимые для дальнейшего развития технологии. Обмен знаниями приводит к новым открытиям. И благодаря этому государство намного эффективнее может справляться с возникающими у него проблемами.

Сегодня все страны мирового сообщества совместно регулируют и координируют основные направления экономики. Потребность в знаниями и информацией продиктована совместными разработками проектов. Это, например, освоение других планет, Мирового океана, изучение Антарктиды и т. д. Многие проекты требуют глобальных финансовых затрат, и часто одна страна просто не в силах выделить необходимую для исследований или разработок сумму. И как раз совместная работа с другими государствами дает необходимые капиталовложения и специалистов в разных областях.

Россия в мировом сообществе

Место России в мировом сообществе - одно из ведущих. Она является постоянным членом ООН. Россия - обладатель одного из крупнейших в мире ядерных потенциалов. Также на ее территории расположено огромное количество месторождений нефти и газа, драгоценных металлов.

Россия является самым крупным государством в мире по территории. Федерация граничит с Европой и Азией, это дает стране геополитически благоприятную позицию. Помимо этого, Россия имеет еще и высокий технический потенциал.

Несмотря на то что после распада СССР в России возникло множество проблем, она все же не утратила свои позиции в мировом сообществе. Была потеряна часть важных для страны территорий, но тем не менее место России в мировом сообществе по-прежнему остается одним из лидирующих.

Проблемы

Эволюция не стоит на месте, человечество развивается, параллельно используя в своих нуждах природные ресурсы. В связи с мирового сообщества глобальны. Среди них на первом месте стоит охрана окружающей среды. Эта проблема настолько актуальна, что справляться с нею нужно не в отдельных странах, а совместно с мировым сообществом. Засорение почвы, воздуха и воды все больше приводит к катаклизмам на планете.

Месторождения природных полезных ископаемых также не вечны, и когда-то они закончатся. По расчетам ученых всего мира, это может произойти уже очень скоро, поэтому мировое сообщество пытается найти другие пути добычи необходимых для жизни ресурсов. Разрабатываются новые виды топлива, а химические реактивы пытаются заменить природными соединениями - так, чтобы они не приносили вреда ни человеку, ни природе.

Мировое сообщество государств выделяет множество других глобальных проблем. Это и продовольственный вопрос, остро стоящий еще до сих пор в некоторых странах. Это и демографическая проблема - сокращение численности населения, регулирование международной миграции, смертность. А также болезни, которые не имеют ни национальности, ни гражданства, - алкоголизм, курение, наркомания.

Глобализация

Термин "глобальный" означает "затрагивающий все страны мира", "общемировой". На сегодняшний день практически не осталось ничего, что не попало бы под влияние глобализации. Она затронула финансовые потоки, компьютеры, вирусы, программы, новые технологии, эпидемии.

Мировое сообщество государств беспокоят многочисленные преступления и терроризм, которые ширятся в огромных масштабах. В последнее время ни одна страна уже не может обособить себя от глобализации. Она объединяет все страны не только в экономическом плане, но и социальном, политическом и т. д.

Автаркия

Это понятие является противоположным глобализации. Это процесс хозяйственной обособленности страны. В основном автаркия преобладает в странах, которые находятся на ранних стадиях развития экономики. Причинами ее всегда были ручной труд и низкая производительность, и совсем небольшие потребности населения. Обычно товаров только-только хватало для товарооборота внутри самой страны.

На данный момент таких стран осталось очень мало. Практически все государства, входящие в мировое сообщество, пережили научно-технические революции, которые во много раз увеличили производительность, а значит, и количество товаров. Как следствие - расширилась внутренняя и внешняя торговля.

Потребности людей возросли и стали приобретать более капризный и выборочный характер. В результате для их удовлетворения собственных ресурсов страны стало явно не хватать, отсюда уже возникла потребность выхода на вступление в мировое сообщество.

Интернет в мировом сообществе

Огромное значение оказала на все мировое сообщество которая смогла не только объединить все страны, но и увеличила товарооборот по всему миру. Обмен знаниями и информация передаются практически мгновенно в любую точку земного шара, что значительно облегчает сотрудничество между странами. Благодаря интернету с наибольшей эффективностью решаются многие возникающие глобальные проблемы в мире, и на данный момент он - лишь преддверие еще больших мировых открытий и возможностей.

Обратившись к истории, вы можете выявить такую особен­ность: начиная с античности, понятие общества постоянно рас­ширялось - от семьи и союза племен до мировой державы. Сего­дня общество рассматривается как мировое сообщество.

Под мировым сообществом сегодня понимают все народы, оби­тающие на нашей планете. Чтобы избежать путаницы с понятием «общество» в собственном смысле, мировое сообщество следует называть квазиобществом. Дело в том, что восемь признаков Э.Шилза применимы не только к локальному, но также к гло­бальному обществу. Действительно, мировое сообщество не явля­ется частью более крупной системы; браки заключаются только между членами данного объединения, и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свою территорию (вся планета), название, ис­торию, управление и культуру.

Органом управления мирового сообщества является Органи­зация Объединенных Наций (ООН). Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные па­мятники и посылает миротворческие силы («голубые каски» ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе миро­вого сообщества образуются региональные объединения типа Ев­ропейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн человек, объединенных экономическим, валютным и политическим сою­зом. Сообщество имеет Совет министров и Европарламент.

Мировое сообщество именуют также мировой системой. Вид­ный американский социолог и политолог И.Валлерштайн пред­ложил различать: а) мировые империи, б) мировые экономические системы.

Мировая империя включает несколько территорий, объединен­ных военной и политической властью. Империи инков, Александ­ра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже - религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником. Таковой была империя монголов XIV в.

К мировой экономической системе относится современный ка­питализм. Он существует чуть ли не 500 лет, но так и не превраща­ется в мировую империю. Транснациональные корпорации нахо­дятся вне контроля единого правительства. Они свободно пере­брасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести так назы­ваемый социалистический лагерь, куда в 60-80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна - суверенное государство. Стало быть, это не империя. За­то между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета Экономиче­ской Взаимопомощи (СЭВ).



Итак, мы вправе сделать такой вывод: на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы -мировые империи (множество территорий, политически объеди­ненных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные). И.Валлерштайн, о котором сказано выше, разделил мировую систему на три части: ядро, полупериферия, периферия.

Ядро - страны Западной Европы, Северной Америки, Японии -включает самые сильные и могущественные государства с совер­шенствованной системой производства. У них больше всех капи­талов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологичную про­дукцию эти страны экспортирует в периферию и полупериферию. Государства полупериферии и периферии - это страны так на­зываемого «второго» и «третьего мира». У них меньше власти, богатства и влияния.

Термин «третий мир» ввели в 1952 г. французы (tiers monde) для описания группы стран, которые в эпоху холодной войны между США и СССР (соответственно «первым» и «вторым миром») не присоединились ни к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Индия, Гана и Индонезия. Во второй половине 50-х годов термин приобретает более широ­кое значение. Он стал обозначать все слаборазвитые страны.

Таким образом, его смысл наполнился не географическим, а экономическим содержанием. К слаборазвитым странам начали относить всю Латинскую Америку, Африку (исключая ЮАР), Азию (за исключением Японии, Сингапура, Гонконга и Израиля). А некоторые страны, такие, как страны Африканской Сахары, Гаи­ти и Бангладеш, обремененные чрезмерной бедностью и нищетой, и вовсе были зачислены в разряд «четвертого мира». Их отделили от «третьего ми­ра», который уже выбрался на путь экономического прогресса.

Страны периферии - это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придат­ком ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабаты­ваются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступа­ет на службу иностранному капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политиче­ские режимы нестабильны, часто происходят перевороты, посто­янно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.

Поскольку их благополучие зависит от экспорта сырья, техно­логии и капиталы поступают только извне. Правительства, чаще всего это диктаторские или авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Но и западная помощь часто оседает в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязы­вают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Подобное то и дело происходит в странах Латинской Америки, Иране и на Филиппинах. Даже после революций им не становится легче. Новые правительства поворачивают к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность и вскоре их смещают.

Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные страны. Как и государства ядра, они экспортируют промышлен­ные и непромышленные товары, но им не хватает власти? и эконо­мического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили в Нигерию и моторы для машин, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Произ­водство механизировано и автоматизировано, но все или боль­шинство технологических достижений, которыми вооружается собственная промышленность, заимствуются у стран ядра. В по­лупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с дина­мичной политикой, набирающим силы средним классом.

Если передать классификацию И.Валлерштайна в терминах теории постиндустриального общества Д.Белла, то мы получим такие соотношения:

ядро - постиндустриальные общества;

полупериферия - индустриальные общества;

периферия - традиционные (аграрные) общества.

Мировая система складывалась постепенно. Соответственно разные страны в разное время могли выполнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полупери­ферии. Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV в. в миро­вой торговле господствовали северо-итальянские города-государ­ства. Голландия лидировала в XVII в., Англия после 1750 г., а Со­единенные Штаты - после 1900 г. А в 1560 г. ядро мировой систе­мы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидер­ланды, Португалия и Испания). Северо-итальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полулериферии. Северо-Восточная Европа и Латинская Америка составляли периферию. Многие общества (особенно в Океании и внутренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне периферии. Они долго не мог­ли присоединиться к мировой капиталистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т. е. занимаясь нату­ральным хозяйством. Сегодня таких стран фактически нет. Стра­ны бывшего советского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) отнесены к странам «второго мира». Долгое время они были от горожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их за­числяют к периферии или полупериферии.

Выдвинутая в 80-е годы теория ядра и периферии И. Валлерштайна сегодня считается в принципе правильной, но нуж­дающейся в известной корректировке и дополнении. Согласно новому подходу, основу современного международного сообще­ства, которое иногда именуют «транснациональным миром», со­ставляют ведущие международные организации, 50-60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тыс. транс­национальных кампаний (ТНК). Крупнейшие западные корпора­ции, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах «третьего мира», опутывают финансовыми и товарными потока­ми весь мир. Они делают различные регионы мира экономически зависимыми друг от друга.

В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая валютно-финансовая система, крепость которой задают мировые лидеры, прежде всего США, Германия, Япония, Англия, уже не так стабильна, как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые прежде может быть и не обратили вни­мание ее киты, сегодня сотрясают всю мировую систему. Кризис 1997-1998 гг. в Индонезии и России сильно отразился на финан­совых биржах всего мира. Индустриальные гиганты потеряли миллиарды долларов.

Мировым сообществом называют все страны, которые в настоящий момент существуют на планете. Связи между государствами становятся более и более тесными, причем они могут носить политический, экономический или культурный характер. Процесс глобализации трудно оценить однозначно. С одной стороны, он помогает быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дает людям доступ к благам, о которых они ранее даже не знали. Однако глобализация имеет и негативные стороны. Неповторимые культурные организмы, то есть отдельные общества, утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. А развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие государства в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов.

Под глобализацией в социологии и других общественных науках понимают формирование наднациональных структур в сфере экономики, политики, культуры, которые оказывают влияние на мировые процессы. В сфере экономики это проявилось в образовании таких финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также транснациональных корпораций, в сфере политики -- ООН, ЮНЕСКО, а также в появлении разнообразных военных блоков. Сфера культуры затронута указанным процессом не в меньшей мере, поскольку в настоящее время вследствие развития средств связи наблюдается унификация стиля жизни.

И. Уоллерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой все большую власть приобретают наднациональные экономические факторы. На основании этого утверждения он делает вывод, что национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы. Уоллерстайн предложил также концепцию мировой экономической системы -- совокупности государств, объединенных экономическими связями, но политически не зависящих друг от друга. Это понятие он ввел по аналогии с понятием мировой империи -- государства, которое подчиняет и объединяет несколько других государств.

По мнению Уоллерстайна, мировая экономическая система в настоящий момент охватывает весь мир, однако положение отдельных стран в рамках этой системы неравноценно. По этой причине американский исследователь предложил выделять в мировой системе ядро, полупериферию и периферию.

К ядру, по мнению Уоллерстайна, относятся развитые экономические страны (США, Канада, страны Западной Европы и Япония). Это самые богатые страны, обладающие наиболее развитыми технологиями, характеризующиеся наиболее высоким уровнем жизни.

Страны периферии -- это самые бедные страны Африки и Латинской Америки. Такие страны характеризуются высокой политической нестабильностью, полной неразвитостью перерабатывающей промышленности; фактически они представляют собой «сырьевые придатки» стран ядра, поскольку полезные ископаемые в них только добываются, но не перерабатываются.

Промежуточное положение между странами ядра и странами периферии занимают страны полупериферии. С одной стороны, они не настолько могущественны, чтобы сравниться со странами ядра, по отношению к которым они также обычно являются «сырьевыми придатками». Со странами ядра их роднит то, что по отношению к странам периферии они выполняют ту же роль. Например, Бразилия продает произведенные на своей территории автомобили, которые вряд ли кто-нибудь станет покупать в США: там гораздо больше востребован кофе, который производится в Бразилии. Однако страны полуперифе- рии более развиты, чем страны периферии: Бразилия отличается от последних, поскольку она достаточно индустриально развита (если бы это было не так, то и автомобили бы она не производила).

Глобальную мировую систему в науке принято называть мировым сообществом. Мировое сообщество не является обществом в обычном смысле этого слова, поскольку оно объединяет множество обществ. А общество связано с нацией и государством, хотя и не равно им. По этой причине мировое сообщество называют также квазиобществом.

Существует два основных подхода к феномену глобализации. Одни ученые рассматривают глобализацию как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, проблему таких болезней, как рак, СПИД, представляющих большую опасность для человечества в целом, парниковый эффект и т. д.

Другие ученые, внимание которых в большей степени приковано к изучению процесса становления глобальных структур, видят в глобализации процесс вестернизации, то есть распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. Естественно, в плане оценки здесь нет единодушия, поскольку вестернизация рассматривается и как положительная, и как отрицательная тенденция; в первом случае говорят скорее о развитии и усвоении достижений, тогда как во втором -- о культурном империализме.

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой полупериферии -- вредным и разрушительным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран ядра, поскольку на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств. Страны периферии (как и страны полупериферии, но в гораздо большей степени) теперь должны подстраиваться под потребности индустриальных стран, так как вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие невозможно.

Отметим основные проявления глобализации:

происходит формирование единого информационного пространства. Ярчайшим проявлением этого является возникновение Интернета;

жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с мировой системой и глобальным обществом. Это имеет как позитивные (прежде всего экономические), так и негативные (культурные, социальные, в меньшей мере -- экономические) последствия для «колонизованных» государств;

развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий. Так как знания принадлежат по преимуществу транснациональным корпорациям, их распространение не зависит от границ культур и национальных государств.

«Глобализация» -- слишком часто употребляемый термин, которому можно придавать самые различные значения. Однако неоспоримым фактом является осознание современным человечеством глобальных проблем, что и породило, в свою очередь, само понятие глобализации, ныне одно из самых популярных и наиболее часто употребляемых, а также привело к осознанию идеи возможной скорой гибели человеческой цивилизации, причем от ее же собственных рук. Рубеж XX-XXI вв. ознаменовался появлением и позже -- обострением таких проблем, как международный терроризм, новые виды болезней, уносящие жизни тысяч людей (СПИД, «куриный грипп» и др.) и т. д. общество гражданское постиндустриальное глобализация

Впервые понятие глобализации было употреблено в работах французских и американских ученых в 60-х гг. XX в., а сегодня, как уже было сказано, оно является одним из самых популярных во многих языках мира. Процесс глобализации может рассматриваться как в политическом аспекте, так и в экономическом и в культурном, что позволяет говорить о его социокультурном характере. В наиболее общем виде глобализация может быть определена как исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы.

Глобализация -- явление отнюдь не новое. Глобализация в форме интернационализации хозяйственных связей и межнационального общения активно развивалась в конце XIX - начале XX вв. Правда, мировые кризисы, войны и распад колониальных империй в XX в. существенно ослабляли ее импульсы.

Начиная с середины XX в. и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и регионального своеобразия. Это проявляется прежде всего в формировании единого экономического и культурного пространства, когда чрезвычайная пестрота экономического и культурного уклада доиндустриального общества сменяется относительно универсальными формами экономической и культурной сфер жизнедеятельности. Поэтому иногда глобализм определяют как формирование единой капиталистической системы, в рамках которой действуют единые законы рыночных отношений.

До настоящего момента неразрешенным остается вопрос определения сущности глобализации. Многие исследователи посвятили научные труды исследованию этого социального явления Гидденс Э. Навстречу глобальному веку // Отечественные записки. 2002. № 6; Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1; Кувалдин В., Рябов А. Национальное государство в эпоху глобализации // Свободная мысль. 2000. № 1; Мнацаканян М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5; Население и глобализация / Под общей редакцией НМ. Римашев- ской. М., 2002; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М., 2005 и др., однако в определении глобализации единогласия достигнуто не было. Глобализацию можно представить как «процесс расширения и ускорения мирового сотрудничества, затрагивающий все аспекты современной социальной жизни -- от культурной до криминальной, от финансовой до духовной» Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ.

В.В. Сапова и др. М., 2004. С. 2.. В целом же, с учетом многосторонности процесса глобализации, ее можно определить как процесс формирования и утверждения целостности, взаимосвязанности, взаимозависимости, интегральности мира и восприятие его как такового общественным сознанием. Приведенное определение принадлежит М.О. Мнацаканяну, который также отмечает, что данный феномен не следует отождествлять с унификацией, выражающейся в американизации: в данном случае речь идет о собирании, единении человечества в целостном мире, где происходит взаимодействие разнородных и разнообразных национальных, религиозных, государственнополитических, цивилизационных составных компонентов МнацаканянМ.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 137.. Кроме того, заслуживает внимания определение глобализации, данное А.Н. Чумаковым, согласно которому под глобализацией следует понимать «многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социальноэкономического развития» Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М., 2005. С. 365..

В политическом плане глобализация проявляется в формировании и функционировании наднациональных единиц различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая восьмерка»), континентальные объединения (Европейский Союз), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Интерпола.

В экономическом плане процесс глобализации можно выразить понятием «мировая капиталистическая экономика», в которой усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений, а также наблюдается глобальное разделение труда, увеличение роли многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Такие компании, как «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола» или «Дженерал Моторс», утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки молниеносно реагируют на политические и социальные изменения в различных регионах мира. Мировая капиталистическая экономика функционирует в рамках мировой экономической системы.

Мировая экономическая система--это совокупность территорий стран, объединенных экономическими связями. Данное понятие шире, чем понятие мировой капиталистической экономики, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но уже, чем понятие мировой системы.

Другую форму мировой экономической системы представляли страны так называемого социалистического лагеря, куда в 19501980-х гг. входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Монголия, Вьетнам. У этих стран не было единого правительства, каждая из них являлась суверенным государством, но между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках созданного в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы: мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

К типу мировых, или глобальных, систем относится цивилизация. В отличие от мировой системы, цивилизация отражает социокультурный, а не экономический или политический аспект развития человечества. Это понятие, как и понятия «мировая империя» или «мировая система», шире, чем «страна» или «государство».

Большое внимание в социально-политологической литературе уделяется вопросу будущего мирового порядка. Сложилось несколько точек зрения, которых в зависимости от своих политических, идеологических воззрений придерживаются различные политические силы. К примеру, одни полагают, что в целом международные отношения развиваются в направлении однородно-демократического мироустройства. Подтверждением этого тезиса, а также свидетельством складывающегося единообразия основных процессов мировой политики может служить тот факт, что в начале 1990-х гг. впервые в истории человечества потенциал демократических государств превысил потенциал государств авторитарных. Идеологически близкой данной точке зрения является мнение, что современное состояние и обозримый результат международных отношений приведут к фор-мированию однополюсного мира (в частности, этой точки зрения придерживаются глобалисты либеральной партии России).

Сторонники теории «альтернативной многополярности» считают, что нынешний миропорядок будет развиваться в направлении возникновения нескольких центров притяжения. Но есть и иная трактовка этой концепции, заключающаяся в том, альтернативный полюс будет концентрироваться не на уровне отдельного государства или региона, а в обществе -- в попытках антиглобалистов, радикалов, исламистов противопоставить себя США, формируя свои центры влияния. При этом такие центры могут не совпадать с центрами государственной власти, становясь, по сути, альтернативными центрами политического влияния в глобализирующемся мире. Полюсами влияния могут стать альтернативные государствам пространства и подпространства, формирующиеся на основе интеграции производства и капитала транснациональных структур.

Как же можно охарактеризовать современный постбиполярный мир? В некоторых ситуациях он выглядит как преимущественно однополярный, но в большинстве случаев проявляется как многополярный -- с точки зрения разных измерений (национальных, транснациональных, наднациональных, культурных, цивилизационных и др.). На этот счет мнения ученых также разделились. Однако возрастающая мощь и политическая активность США, направленная на установление гегемонии в мире, заставляет склоняться большинство к тому, что современный миропорядок характеризуется однополяр- ностью и силовым мирорегулированием, а главным регулятором, во всяком случае, пока, в мире являются США.

В ближайшем будущем США, скорее всего, будут иметь неоспоримое экономическое и военное превосходство во всем мире. Большинство стран не заинтересовано во вступлении в какой-либо альянс против США, и события последних лет подтверждают это. Опасность установления именно такого миропорядка во главе с США осознают многие современные политики и теоретики политической науки. В частности, А.С. Панарин в своей монографии «Искушение глобализмом» говорит о том, что «американцы оказались призрачными глобалистами, преследующими свои великодержавные цели»1. Таким образом, он делает вывод о том, что в американском толковании мировой порядок и глобальная власть (мировое правительство) являются их порядком и их властью над миром. С этим трудно не согласиться. Свои взгляды на историю развития глобализма исследователь выразил в предложенной им классификации типов глобализма:

глобализм Просвещения, заложенный еще у истоков европейского модерна и ведущий к формированию единого мирового пространства, основанного на универсалиях прогресса;

эзотерический глобализм правящих элит, образующих консорциум мирового правящего меньшинства и за спиной своих народов сговаривающихся между собой. Формирование мирового порядка происходит по специально разработанному сценарию, далекому от ожиданий народа, не посвященного в планы этого привилегированного клуба глобалистов;

глобализм, основанный на традиционной процедуре превращения одной державы в монопольного носителя мировой власти, знаменующий формирование однополярной глобальной системы.

Каждый из этих типов глобализма, считает А.С. Панарин, был задействован при переходе России от биполярного общества к однополярному, но с разной степенью подлинности. Первоначально, на стадии перестройки, была использована пропагандистская форма просвещенческого глобализма, верующего в универсалии прогресса и единство мировых судеб народов, в результате чего были расшатаны и разрушены традиционные национальные устои, идеология советского народа. Второй тип глобализма был использован для манипулирования сознанием посткоммунистической элиты, которой предстояло сдать свою страну «победителям» в холодной войне, в результате чего прежние, конфликтующие друг с другом национальные элиты объединились для решения дальнейшей судьбы российского и остальных народов. Однако на самом деле предшествующие этапы были лишь фазой реализации третьего варианта, и в результате США, оставшись единственной сверхдержавой, получили возможность диктовать единолично свои условия мировому сообществу.

Для того чтобы Америка не осуществила свои далеко идущие планы по захвату мировой власти, необходимо выработать иную концепцию развития мирового сообщества, которая бы противостояла американской и не позволила бы США придать миру облик, соответствующий только их национальным интересам.