Образовательные программы основанные на модульно компетентностном подходе. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании. Формирование профессиональных и общих компетенций в циклах дисциплин

1

Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений НПО и СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров идут в разных направлениях. В последние десятилетия содержание всех профессий претерпели изменения. Ряд профессий оказались невостребованными, появилось много новых. Эти изменения вызваны рядом причин: падением спроса на неквалифицированный труд, потребностью в новом знании и новом содержании обучения, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, размыванием границ между профессиями и т.д. . Сегодня для эффективной профессиональной и личностной самореализации требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности. Следствием этих преобразований становится необходимость для системы профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда, реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции. Все это требует существенного повышения степени гибкости системы профессионального образования, создания принципиально новых форм взаимодействия с рынком труда, работодателями (социальными партнерами), чтобы они активно участвовали в ее развитии.

В современных условиях одним из приоритетных направлений развития средней профессиональной школы является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать.

Модернизация производства предъявляет новые требования к специалистам со средним техническим образованием. Увеличение доли труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий требует не только практикоориентированных знаний нового оборудования, инструментов и условий выполнения технологических процессов. Востребованными становятся специалисты среднего звена с повышенным уровнем среднего профессионального образования.

Предприятия все больше заинтересованы в насыщении всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, в которой в качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей.

Для системы образования это самые актуальные вопросы, поскольку сегодня одно из наиболее актуальных и «взаимовыгодных» направлений взаимодействия производства и образования - это участие работодателей в разработке содержания образования (по данным социологических исследований более 80% работодателей готовы к этой работе). Если для работодателей участие в разработке содержания образования обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, то для среднего профессионального образования учет запросов конкретного производства позволяет готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на региональных рынках труда.

В условиях модернизации производства возрастает потребность в использовании выпускников средних специальных учебных заведений на особо сложных рабочих профессиях, поскольку управление наукоемкими автоматизированными системами по выпуску сложной высокоточной и дорогостоящей продукции становится основной профессиональной функцией рабочего.

Предприятия социальных партнеров совместно с колледжем при проектировании профессиональных образовательных программ имеют возможность определять те знания, умения, которые будут востребованы на производстве.

Наше учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров по техническим специальностям, при проектировании профессиональных образовательных программ в режиме социального партнерства с предприятиями стремится максимально использовать возможности совместно разрабатывать содержание обучения и реализовывать его, используя академические свободы, заложенные в образовательном стандарте.

Реализация взаимосвязи подготовки специалистов в техническом колледже с производством позволяет широко применять многоступенчатость подготовки специалистов среднего звена (рабочих, техников, техников повышенного уровня), причем каждая ступень обучения носит характер профессиональной завершенности. Многоступенчатость, делающая новую образовательную модель более адаптированной по отношению к интересам и возможностям личности и потребностям заказчиков кадров основана на взаимосвязи педагогических кадров колледжа и предприятий социальных партнеров, в сочетании с усилением общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки.

Таким образом, интеграция технической школы с производством - объективная тенденция развития профессионального образования на современном этапе.

В качестве основного механизма, который призван обеспечить студента (обучающегося) необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), т.к. его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой .

Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные (технические), но и общие, сквозные и ключевые компетенции.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда.

Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.

Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей. Использование модульно-компетентностного подхода к обучению специалистов позволяет учебному заведению стать владельцем обучающего интеллектуального ресурса.

Преимущество данных программ для учебного заведения также состоит в том, что задачи программ обучения соответствуют потребностям работодателей, реальной подготовке обучающихся к трудовой деятельности, способствуют росту доверия социальных партнеров, формированию производственной культуры в учебном заведении, созданию стандартных, объективных, независимых условий оценки качества, освоения программ обучения.

Следует особо подчеркнуть при модульно-компетентностном подходе важность тщательного планирования и организации производственной практики, чтобы она на самом деле была связана с целями и задачами обучения, для чего необходимы тесные рабочие контакты с работодателями. Традиционные периоды производственной практики играют свою положительную роль, и они необходимы, однако их недостаточно, в то время как освоение компетенций должно происходить постоянно и закрепляться в период производственной практики. Обучающимся должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет обучающемуся адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только технические, но и сквозные и ключевые компетенции в различных трудовых ситуациях .

Значимой для СПО становится подготовка специалистов среднего звена с одновременным получением рабочей квалификации по особо сложным профессиям, требующим среднего профессионального образования согласно тарифно-квалификационным характеристикам или профессиональному стандарту .

На уровне государства реакция на принципиально новые социально-экономические реалии выражается в его четкой позиции в отношении разработки и реализации ГОС СПО нового поколения на принципиально новой для России основе, которой становятся отраслевые профессиональные стандарты, представляющие собой характеристику уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженной в терминах компетенций.

При разработке концепции нового федерального государственного стандарта в рамках Постановления Правительства РФ №36 от 2006 г. было принято решение о широком привлечении работодателей к разработке образовательных стандартов профессионального образования. Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей не только к знаниям, умениям или навыкам, но и к специфическому умению исполнять необходимые обязанности на своем рабочем месте.

Коллективу нашего колледжа совместно с Иркутским, Казанским авиационно-техническими колледжами и представителями работодателей в порядке, установленном Правительством РФ, приказом Министерства образования и науки РФ от 20.12.2007 г. №370 была поручена разработка нормативно-учебной документации и Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения по специальности 160203 «Производство летательных аппаратов».

Были определены следующие этапы этой работы:

Создана творческая группа, в состав которой вошли директор, зам. директора, ведущие преподаватели спецдисциплин специальности 160203;

Руководитель творческой группы, зам. директора, прошла курсы повышения квалификации для разработчиков ФГОС СПО, г. Москва (цикл «Основные подходы к разработке образовательных программ начального и профессионального образования в условиях введения ФГОС НПО и ФГОС СПО»);

Созданы фокус группы с участием работодателей, социальных партнеров авиационных предприятий города: ОАО Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева, ОАО «325 авиационный ремонтный завод»;

В условиях модульно-компетентностного подхода к построению образовательного стандарта в соответствии с требованиями работодателей были:

  • определены профессиональные модули (ПМ), общие (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) выпускников СПО по данной специальности;
  • определена структура профессиональной образовательной программы базового и повышенного уровней подготовки специалистов;
  • разработаны примерные учебные планы;
  • проведено анкетирование, интервьюирование специалистов, согласование и рецензирование документации работодателями. Это и зам. генерального директора Н.А. Лавро (ТАНТК им. Г.М. Бериева), генеральный директор С.М. Занорин (325 авиационный ремонтный завод), ведущие специалисты этих предприятий.

В настоящее время проект ФГОС нового поколения по данной специальности одобрен Федеральным агентством по образованию. Созданию атмосферы взаимопонимания колледжа с работодателями при разработке ФГОС, способствовала совместная работа коллектива колледжа над инновационной образовательной программой (ИОП) «Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотехнологичных производств» - победителя инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование - 2007» .

Эта интеграция заключается в совместном с работодателями определении новых профессиональных задач, стоящих перед специалистами, что позволяет нашему учебному заведению проектировать и реализовывать экспериментальные профессиональные образовательные программы в соответствии с модернизацией производства и стратегическими интересами предприятия в области наукоемких технологий. Одно из направлений интеграции нашего учебного заведения и производства заключается в участии работодателей в обеспечении развития колледжа - обновлении его учебно-материальной базы, использовании колледжем современной технологической базы социальных партнеров для практической подготовки студентов, содействии развитию научно-технического творчества студентов.

Как участники ИОП наши стратегические социальные партнеры оказывают помощь в развитии материально-технической базы колледжа, передают в безвозмездное пользование оборудование, станки и т.д. С целью организации учебного процесса с использованием производственных участков социальных партнеров на базе ОАО ТАНТК им. Г.М. Бериева и ОАО ТАВИА созданы интегрированные пространственно распределенные производственные участки. Это дает возможность обучать будущих специалистов с использованием технологического и производственного оборудования для проведения лабораторно-практических работ с максимальным приближением обучения к условиям реальной трудовой деятельности. Повышается практикоориентированность обучения за счет проведения части занятий на базе предприятий социальных партнеров и внедрения технологий «сквозного» дипломного проектирования. Для подготовки специалистов на компетентностной основе нужны не только современная материально-техническая база, организационно-методическая готовность образовательного учреждения, но и профессионально-педагогическая готовность преподавателей. За период выполнения ИОП преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин прошли стажировку на предприятиях социальных партнеров по совместно разработанной программе стажировки с учетом освоения современных технологий и оборудования. Для каждого преподавателя была определена тема, программа, руководитель стажировки из числа специалистов предприятий. Совместно с социальными партнерами создаются инновационные формы итоговой аттестации студентов .

Именно в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и работодателей мы видим основной путь развития профессионального образования.

Таким образом, основная идея инновационной образовательной программы заключается в создании инновационной образовательной среды путем перестройки учебного процесса, инновационного изменения содержания, ресурсной базы, технологий обучения, совершенствовании учебно-методической базы по всем дисциплинам, профессиональным образовательным модулям. Для решения этих проблем сформирован инновационный механизм социального партнерства. Совместно разрабатываются структуры и содержание профессиональных образовательных модулей. Главным элементом системы менеджмента качества является оценка качества подготовки выпускников, объективность которой обеспечивается привлечением работодателей, составляющих мнение о качестве выпускаемых специалистов. Концепция интеграции колледжа и производства, заложенная в инновационной образовательной программе направлена на:

  • формирование научно-обоснованного заказа на подготовку кадров со средним профессиональным образованием;
  • достижение современного качества подготовки выпускников со средним профессиональным образованием, обеспечивающего соразмерность содержания запросам предприятия;
  • выращивание элитной прослойки рабочих и специалистов, обслуживающих сложное электронное, автоматическое и иное оборудование .

Реализация инновационной образовательной программы способствует превращению колледжа в инновационно - ориентированное учебное заведение, главными направлениями которого является ориентация на потребителя, на интеграцию образования и науки, на высокое качество образовательных услуг, ориентация на опережающее образование.

Таким образом, современная система СПО должна отражать требования сферы труда и специфику социально-экономических условий и обеспечивать обучающегося как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями .

В ответ на вызовы времени принципами эффективности системы профессионального образования должны стать: ориентированность, гибкость и прозрачность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, построенных на компетенциях. - М., «Альфа - М», 2005.
  2. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитация в образовании», №16, 2007.
  3. Денисова Л.Н., Якубов А.В. Мониторинг качества учебно-производственного обучения в средне профессиональном образовании (из опыта работы). Журнал «Современные научные технологии», №10, 2007.
  4. Сентюрин Ю.В. Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы. Журнал «Специалист», №9, 2008.
  5. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007.
  6. Величева Т.А., Медведев В.П. От инновационных образовательных программ к инновационным формам выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, Журнал «Успехи современного естествознания», №12, 2007.
  7. Анисимов П.Ф., Гунявина Н.Л. Роль и место специалиста со средним профессиональным образованием технического профиля в современных условиях модернизации производства. Сборник. Под общей редакцией д.п.н., к.э.н. ДеминаВ.М. - М., 2003.

Библиографическая ссылка

Медведев В.П., Денисова Л.Н. МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 96-99;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=1861 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

« Политехнический колледж»

Научно- исследовательский проект

Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании

Лопунова Валентина Михайловна,

преподаватель физики.

Светогорск, 2015

Содержание

Введение …………………………………………………………………1

1.1. Актуальность исследования

1.2.Пояснительная записка………………………………………………5

1.3.Технологическая карта проекта……………………………………...6

Глава І Модули в современном образовании…………………….. 7

1.1.Зарубежный опыт

1.2.Принцип образовательной системы России……………………… 9

Глава ІІ Модульно- компетентностный подход в ПО ………… 10

2.1. Сущность модульно- компетентностного подхода в профессиональном образовании……………………………………

2.2. Ключевые образовательные компетенции студентов и их содержание …………………………………………………….. 16

Заключение …………………………………………………… 20

Список литературы…………………………………………… 21

Введение

1.1 Актуальность исследования

Переход экономики России на рыночные отношения коснулся и сферы профессионального образования: наши выпускники испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда, так как не имеют достаточной профессиональной подготовки и опыта практической работы. Рыночные отношения развиваются и изменяются очень активными темпами и выпускникам не гарантировано постоянное рабочее место на длительный срок, поэтому им приходится приобретать новую профессию или дополнительно переучиваться. За последние десятилетия изменилось содержание всех профессий: какие-то остались невостребованными, появилось много новых, в которые внедряются автоматизированные системы управления производственными процессами. В настоящее время возникла необходимость для системы профессионального образования успевать за изменениями на рынке труда. Сейчас для эффективной профессиональной и личностной самореализации возникла потребность в получении не только профессиональных, но и социальных, экономических, коммуникативных компетенций в области информационных технологий, которые используются сегодня во всех видах профессиональной деятельности. Профессиональное образование должно быстро реагировать на изменения на рынке труда. Все это требует повысить степень гибкости системы профессионального образования, создания совершенно новых форм взаимодействия с работодателями, чтобы они тоже активно участвовали в ее развитии. В этих условиях складываются новые взаимоотношения между субъектами рыночных отношений. Поэтому процессы взаимодействия учреждений профессионального образования разного уровня с рынком труда должны учитывать прежде всего сбалансированность спроса и предложения рабочей силы и на этой основе обеспечивать оптимальные пропорции развития сети учебных заведений, рационализировать объемы и профили подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом запросов личности и социума, требований экономики, производства и рынка труда. [ 1 2 ] . Предприятия ждут молодежь с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью создания нового в своей рабочей среде. Это самые актуальные вопросы в системе профессионального образования. По сути это стратегическая кадровая политика, основные принципы трудовой деятельности которой заключаются в необходимости постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей. В настоящее время для системы профессионального образования актуально и «взаимовыгодно» взаимодействие производства и образования: работодатели сами участвуют в разработке многих рабочих программ и готовы сотрудничать в этом и дальше, ведь кому- кому, а предприятиям необходимы определенные знания, умения, практический опыт, которые будут востребованы на производствах. Двухстороннее сотрудничество этому способствует и проектирование профессиональных образовательных программ идет в нужном направлении. Происходит интеграция профессионального образования и производства, а эта объективная тенденция развития профессионального образования на сегодняшний день. В качестве основной эффективной технологии, которая должна обеспечить студента необходимыми и профессиональными, и социальными, и коммуникативными, и многими другими компетенциями рассматривается модульно- компетентностный подход в профессиональном образовании. Этот подход является концепцией непрерывного образования и проблема исследования состоит в недостаточном теоретическом обосновании его в ПО.

1.2 Пояснительная записка

Цель проекта: обосновать теоретические и технологические основы применения модульно- компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Гипотеза исследования: технология модульно- компетентностного подхода в профессиональном образовании будет эффективной в ОУ СПО, если будет разработан структурированный набор учебных элементов, комплектуемый в виде пакетов учебных материалов в соответствии с потребностями обучения.

Объект исследования: учебно- воспитательный процесс в СПО.

Предмет исследования: процесс формирования ключевых образовательных компетенций (ценностно- смысловых и коммуникативных).

Задачи исследования:

    Уточнить теоретические основы модульно- компетентностного подхода;

    Уточнить цели образования с позиции модульно- компетентностного подхода;

    Способствовать внедрению данной технологии в образовательный процесс ОУ СПО

Практическая значимость исследования состоит: в разработке учебных элементов для учебы и практики студентов по специальностям СПО по технологии модульно- компетентностного подхода.

Этап проекта

1.Подготовительный

2. Проведение исследования

3.Заключительный

Цели и задачи

1.Собрать и обработать информацию по теме проекта

2.Планирование работы по выполнению исследовательской части проекта . Изучение различных методик оценки модульно- компетентностного подхода в ПО, теоретической сути

3.Подведение итогов работы над проектом. Выводы

Рефлексия

Деятельность:

1.Сбор научной литературы по теме: модульно- компетентностный подход в ПО, изучение материала

2.Выполнение исследовательской части проекта. Анализ, сравнение различных научных подходов для внедрения модульно- компетентностного подхода, выбор оптимального варианта

3.Подготовка к защите проекта. Презентация.

Анализ работы.

1.3 Технологическая карта проекта

ГлаваІ Модули в современном образовании

1.1 .Зарубежный опыт

Понятие модульного обучения впервые появилось в 60-х годах в США, когда С.Н. Постлезвайтт предложил концепцию единиц содержания обучения и интеграцию их в программу занятий в колледжах и университетах страны. Он сам их называл сначала «микрокурсами», а потом «миникурсами». Позже их стали называть

«модулями». Приведем примеры использования этого понятия в разных странах:

1. Образовательная система США , которая окончательно сформировалась лишь столетие назад, благодаря философии прагматизма (например, работ Дж. Дьюи о социальном контексте образования) меньше всех кардинально меняется: у них практически отсутствуют реформы, коррективы в подготовку специалистов вносятся по ходу возникновения проблем.

2. Британская образовательная традиция занимает промежуточное место между американской системой и «континентальными» образовательными системами, они консервативны, привержены к традиционным формам обучения, не стремятся особо к инновациям.

3. Континентальные европейские образовательные системы больше всех испытывают необходимость в структурных реформах, именно здесь Болонский процесс порождает споры далеко за пределами страны. Именно в Германии, Франции, Италии происходят дискуссии о модернизации образования, напоминающие российские. Особенно, в современной Германии, именно там понятие «модуль» можно встретить часто. Модульный принцип важен здесь уже на этапе создания новой образовательной программы. Факультет готовит пакет документов с описанием ее концепции, структуры учебного плана. Пакет документов рассматривают, в дальнейшем утверждают. Обязательно должна быть модульная структура и накопительная система зачетных единиц. Перечень дисциплин внутри модулей, их объём в часах, соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки не регламентируется, а мотивируется в каждом отдельном случае. Это побуждает последовательно обосновывать то, что представляется целесообразным в рамках конкретной программы.

4. Великобритания активно использует понятие «модуль» в своих образовательных программах. Многие учебные заведения переходят на модульное обучение. Эта структура обеспечивает высокую гибкость при выборе учебных курсов и дальнейшем усвоении студентами материала. Каждый модуль оценивается индивидуально после его освоения. Методы оценки включают письменные и устные экзамены, курсовые работы, экзамены по практике. Несколько модулей являются обязательными для освоения, студенты могут сами выбирать другие курсы (по выбору или факультативные), чтобы за год набрать нужное число зачетных единиц. За каждый учебный год студенты обычно должны набрать по 120 зачетных единиц. Модули в понимании британцев- это самостоятельные, независимые обучающие единицы, срок освоения которых длится один семестр и оценивается в 10 зачетных единиц. Каталоги модулей по индивидуальным курсам у них обычно публикуются на студенческих вэб- сайтах и любой студент может ими воспользоваться. Индивидуальные курсы разнообразные: по иностранному языку, вычислительной технике, биологии, социологии, освоению Интернета и многие другие. Студентам есть, что выбрать и изучать при желании на том уровне, который они сами себе выберут.

1.2. Принцип образовательной системы в России

Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 году. Ныне Болонское соглашение поддерживают почти 40 государств. Суть его- создание общеевропейского образовательного пространства. Россия приняла на себя обязательства по переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов со средним образованием и по существенному изменению подходов к формированию нормативных документов в области образования. Эти обязательства связывают:

    Изменение соотношения аудиторной и самостоятельной работы в сторону увеличения доли самообучения в образовательном процессе.

    Увеличение гибкости образовательных программ, возможность получения профессиональных навыков по рабочим профессиям в родственных областях деятельности.

Систему, которую мы вводим В Российском образовании, а в частности в профессиональном образовании правильнее именовать модульно- компетентностной , потому что модули и компетенции – это компоненты единого целого, они тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга. Эта система побуждает нас внести большие изменения в организацию учебного процесса. Теперь должны поменяться отношения между преподавателем и студентом. Если в традиционной системе была главная связь: Госстандарт- учебный план- дисциплина-студент, то в новой системе модуль становится очень важной единицей, который регулирует и программу обучения, и деятельность преподавателей, и сам процесс обучения студентом, и оценку знаний студента до самого получения квалификации.

ГЛАВА ІІ Модульно- компетентностный подход в ПО

2.1. Сущность модульно- компетентностного подхода в профессиональном образовании

Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений является внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования нового поколения. Новый стандарт отличается тем, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для определенной профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, нужные для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях , наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют грамотного методического осмысления. Такое обучение в первую очередь должно быть в профессиональном образовании, потому что концепция долгосрочного социально- экономического развития России на период до 2020 года предусматривает опережающее развитие начального и среднего профессионального образования по вполне понятной причине: срочно необходимы специалисты среднего звена и высококвалифицированные рабочие.

Модульно- компетентностный подход в профессиональном образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных и ключевых компетенций студента, в качестве средства её достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения. Слово модуль переводится как мера ( от латинского слова modulus ). Итак, модуль – относительно самостоятельная часть какой- либо системы, единство взаимозаменяемых частей чего-либо. Модульная система может применяться на разных уровнях:

Низший уровень - только для контроля знаний студентов

Средний уровень – по модульной системе связываются отдельные дисциплины

Высший уровень – модульная система обучения связывает все дисциплины учебного плана, т.е. обучение ведется по модульному учебному плану.

Модули могут быть представлены как логичные, последовательные компоненты программы обучения по конкретным областям или дисциплинам: описание целей и задач, относящихся к содержанию;

    описание результатов обучения (знания, навыки, переносимые компетенции);

    стратегии преподавания;

    процедуры оценивания;

    описание учебной нагрузки студентов;

    вступительные требования.

Модуль - это законченная единица образовательной программы, которая формирует одну или несколько определенных профессиональных компетенций , сопровождаемая контролем знаний и умений студентов на выходе. Соответственно, модульная образовательная программа – это совокупность и последовательность модулей , направленная на овладение определенными компетенциями , необходимыми для присвоения квалификации . Понятие компетенция « включает»:

знание и понимание, знание как действовать, знание как быть .

Иными словами, « компетенция или компетентность , есть некоторое качество субъекта, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которое проявляется в успешных действиях в какой-либо области». Для того, чтобы вводить модульное обучение, необходимо следующее:

    перестроить учебный процесс

    предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих моментов

    разработка системы реализации профессиональных модулей

    обновление материально- технической, информационно- библиотечной базы учебного заведения

    повышение квалификации педагогических работников

    ведение административно- управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса.

Реализация модульно- компетентностного обучения предполагает разработку:

    структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплине учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;

    учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;

    системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.

Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму. Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов СПО характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно- методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Все это позволит оптимизировать воспитательно- образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО, модульная система обучения даёт гибкость и свободу в выборе форм и методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку. Для модульного построения учебного процесса характерна интегрированная междисциплинарная связь и сочетание теоретического и практического обучения, что приводит к повышению мотивации студентов в их освоении.

Модульно-компетентностный подход в обучении:

    Имеет личностную направленность.

    Осуществляется в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия, анализируются их результаты и вводятся коррективы.

    Осуществляется на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций.

Цель обучения – подготовка специалиста к эффективной профессиональной деятельности. Результат зависит от эффективности четырёх составляющих:

    Эффективная среда обучения.

    Эффективная организация обучения.

    Эффективная методика обучения.

    Эффективная методика оценки.

2.2 Ключевые образовательные компетенции студентов и их содержание

Образовательная компетенция , по мнению А.В. Хуторского, - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности студента, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности .

Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для студента - это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.

Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

К примеру, студент осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания образовательного учреждения, поэтому во время учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Чтобы обеспечить соотносимость компетенции с традиционными образовательными параметрами, А.В. Хуторской раскрывает содержание понятия «образовательные компетенции», перечислив структурные компоненты компетенции :

    название;

    тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная);

    круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;

    социально–практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме);

    смысловые ориентации студента по отношению к объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем студенту необходимо быть компетентным);

    знания о круге реальных объектов;

    умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов;

    способы деятельности по отношению к ним;

    минимально необходимый опыт деятельности студента в сфере компетенции (по ступеням обучения);

    индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения) .

Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

    ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

    общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

    предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов .

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется А. В. Хуторским на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

    Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения студента в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.

    Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

    Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

    Информационная компетенция . При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности студента с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

    Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для студента каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

    Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

    Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности .

Перечень ключевых компетенций дан А.В. Хуторским в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности. В конце следует сказать, что проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное модульно-компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Заключение

Реализация модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Во-первых , целью обучения становится не процесс, а достижение студентами определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью студентов.

Во-вторых , меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу студентов в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности студентов и личной ответственности за принятие решений.

В связи с этим актуальным становится проблема постановки целей образования, решить которую можно с позиции модульно- компетентностного подхода: цель образования – формирование ключевых образовательных компетенций. Поэтому определение целей профессионального образования означает описание возможностей, которые могут приобрести студенты в результате образовательной деятельности.

Иерархия образовательных компетенций следующая – ключевые компетенции, общепредметные компетенции и предметные компетенции. К ключевым образовательным компетенциям относятся – ценностно-смысловые компетенции, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция и компетенция личностного совершенстовования.

Технология конструирования образовательных компетенций проходит ряд последовательных этапов - построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»; проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебниках.

Список литературы

    Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара "Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы". - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.

    Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

    Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. 10. 2003. - с. 26.

    Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет–журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–24.htm

    Доманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля. - .

    Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, - с. 67.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - 5. - 2003.- с. 22-27.

    Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. -

    Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2005 г.). - М, 2005. - с. 17-23.

    Лебелев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. - № 5 – с. 3-12

    Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. - 2, с.152-154.

    Топоровский В.П. Развитие профессинальной компетентности специалистов в условиях деятельности ресурсных центров. «Человек и образование», №4, 2014.

    Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

    Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 78–84.

    Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

    Харламова Т. Компетентное обсуждение // Школьный психолог. - 2002. - №20.

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58–64.

    Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998.

Вопросы обеспечения качества образования, актуализации со­держания и технологий обучения в настоящее время поставлены в ряд актуальных в образовательной политике нашей страны. Одним из ме­ханизмов успешного решения обозначенных задач является реализа­ция в системе довузовского профессионального образования образова­тельных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.

Для компетентностной модели образования характерно:

Определение образовательного результата через категорию
«готовности личности к адекватным действиям в заданной ситуации»
(феномен готовности человека к деятельности включает в себя спо­
собность осуществлять эту деятельность и мотив, стремление к ее реа­
лизации);

Смысл организации образовательного процесса в компетент-
ностно-ориентированном образовании заключается в создание таких
условий, при которых новая информации будет не просто формально
усвоена, а составит часть внутреннего ресурса обучающегося, т.е. про­
ектируется механизм овладения способами деятельности в процессе
освоения разнообразных типов и видов практик;

Оценка учебных достижений обучающихся базируется на за­
ранее заданном стандарте качества при однозначных критериях.

Характеристика модульного подхода в образовании может быть сведена к следующим слагаемым:

1) основной единицей содержания обучения является модуль,
обладающий целостностью, определенной внутренней структурой,
направленностью на достижение конкретных образовательных целей;

2) организация учебного процесса на основе модульного подхо­
да требует создания условий по освоению методов деятельности и
способов действий, при этом усвоение содержания обучения не может
осуществляться путем простой передачи обучающемуся информации,

а только в процессе его собственной, внутренне мотивированной дея­тельности;

3) в модульном обучении фиксируется возможность гибко реа­
гировать и приспосабливаться к конкретным условиям обучения: про­
ектировать индивидуальные образовательные траектории обучающим­
ся, своевременно корректировать процесс обучения;

4) использование модульного подхода на практике значительно
упрощает реализацию принципа сотрудничества в учебном процессе,
становится очевидным использование различных активных методов
обучения, перераспределение активности от педагога к обучающемуся.

Итак, модульно-компетентностный подход в профессио­нальном образовании представляет собой модель организации учеб­ного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает сово­купность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содер­жания профессионального обучения.



Под профессиональной компетенцией понимается готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресур­сов.

Формирование компетенций связано с процессом овладения че­ловеком способами деятельности в процессе освоения разнообразных типов и видов деятельности. Поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей дея­тельностью, используя (интегрируя) различные результаты образова­ния (знания, умения, навыки, ценности и др.), формируя собственный ресурсный пакет. Если для выполнения какой-то деятельности внут­ренних ресурсов оказывается недостаточно, обучающийся может мо­билизовать ресурсы извне. Набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей и других заказчиков образования, что позволяет обучающемуся оказы­ваться адекватным типичным социально-профессиональным ситуаци­ям. Такие требования могут быть актуальными в течение какого-то промежутка времени, а затем корректироваться в связи с разного рода изменениями.

В профессиональных компетенциях различаются специальные профессиональные компетенции (специальные компетенции) и клю­чевые профессиональные компетенции (ключевые компетенции). Специальные компетенции относятся к конкретной сфере профессио­нальной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных за-дач. Ключевые компетенции инварианты относительно вида и типа профессиональной деятельности, и решают общие для различных профессиональных областей задачи, связанные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотруд­ничать, работать с информацией и т.д.

Подтвержденная в установленном порядке совокупность специ­альных и ключевых компетенций, необходимая для выполнения опре­деленного круга профессиональных (должностных) обязанностей, со­ставляет квалификацию работника (рис.1, где СК - специальная ком­петенция, КК - ключевая компетенция).

Рис. 1. Состав квалификации работника

Единицей квалификации в модульно-компетентностном подходе является профессиональная компетенция (специальная или ключевая), которая формируется в рамках изучения одного или нескольких моду­лей (рис. 2). Модульное построение образовательных программ позво­ляет быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся требования современного рынка труда путем «наращивания» необходимых единиц квалификации.

Рис. 2. Состав модульной образовательной программы

Под образовательной программой, основанной на модульно-компетентностном подходе (модульная образовательная програм­ма), понимается совокугшость документации, регламентирующая цели, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку резуль­татов профессионального обучения и состоящая из модулей, направ­ленных на овладение определенными профессиональными компетен­циями, необходимыми для присвоения квалификации.

Разработка модульных образовательных программ основывается на следующих принципах:

Ориентация на потребности рынка труда;

Гибкость структуры образовательной программы по отноше­
нию к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий
организации процесса обучения;

Обеспечение «прозрачности» результатов обучения для обу­
чающихся, педагогов, руководителей учебных заведений, работодате­
лей, общественности, представителей органов управления образовани­
ем и административных структур;

Необходимость организации субъект-субъектного взаимодей­
ствия участников педагогического процесса.

Модульная образовательная программа включает систему орга­низации управления процессом обучения, которая призвана обеспе­чить предсказуемый, высокий уровень качества выпускаемого «про­дукта» (выпускника).

Сравнение двух подходов к обучению, представленное в табли­це 1, позволяет более точно раскрыть концептуальные положения мо-дульно-компетентностного подхода.

Разделы: Администрирование школы

В настоящий период при определении подходов к формированию модели государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения широко используется педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта, международных тенденций развития профессионального образования в части внедрения новых подходов к стратегии развития образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, единой международной рамки квалификации; проводится анализ подходов, действующих стандартов СПО, имеющихся предложений по новому стандарту на основе модульно-компетентностного подхода с использованием зарубежного опыта и перспективы международного образовательного стандарта; дается полный обзор состояния и качества профессионального обучения в учреждениях среднего профобразования с учетом регионального компонента стандартов, перспектив развития СПО в рамках непрерывного образования, качественной подготовки специалистов на выпуске и закрепляемости их на рынке труда в соответствии с запросами потребителей-заказчиков кадров.

Широко известно, что компетентностный подход к подготовке специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина “квалификация”, компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию и прочие.

Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности – и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.

В 2008 г. в Министерстве образования и науки РФ был разработан и утвержден макет федерального образовательного стандарта СПО, который:

  • содержит концептуальное обоснование ГОС СПО на основе компетенций, включая принципы формирования модели (целостность, системность, полнота образования), конкретизации понятийного аппарата компетентностного подхода;
  • отражает обоснование, структуру и содержание модели, научно обоснованные критерии и показатели эффективности модели;
  • включает разработку системы отбора ключевых компетенций студентов СПО, обеспеспечивающих взаимосвязь ключевых и профессиональных компетенций;
  • содержит этапы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов СПО при реализации стандартов нового поколения, включая социальную и профессиональную адаптацию и профессиональное становление;
  • учитывает состояние социокультурной среды, потребности и возможности сторон, заинтересованных в его реализации: студентов, производства, учебных заведений.

Такого рода профессиональные стандарты будут существенно отличаться сейчас от привычных тарифно-квалификационных справочников, которые очень скупо излагают суть той или иной специальности.

Ведущим понятием компетентностного подхода впервые становится “образовательный модуль”, при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный, при котором в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода.

Особенностью новых Государственных образовательных стандартов будут и новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том числе с представителями сферы труда); новые требования к организации практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении; новые подходы к оценке качества подготовки, через оценку уровня освоения дисциплин и оценку компетенций обучающихся. Оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля. Введено новое условие допуска к государственной (итоговой) аттестации - подготовке и защите выпускной квалификационной работе – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности

Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков стандартов / программ с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, может быть получена из двух источников: во-первых, анализ рынка труда и, во-вторых, анализ потребностей в умениях. Обозначенное положение является центральным для понимания сущности модульно-компетентностного подхода. Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.

Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне; дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей; позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ.

В силу изложенного считаем, что акцент в отечественных научных исследованиях в области модульно-компетентностного подхода должен быть сегодня смещён с изучения самого феномена компетентности на изучение внешних (управленческих и организационно-педагогических) условий, при которых реализация модульно-компетентностного подхода может иметь смысл и значение в качестве инструмента модернизации российского профессионального образования.

Литература:

  1. Андреев А . Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4.
  2. Маркова А.К . Психология профессионализма. – М., 1996. – с.34–35.
  3. Марухина О . Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество, 2002.
  4. Олейникова Н.О . Реформирование профессионального образования за рубежом. – М., 2003. – 152 с.
  5. Оскарссон Б . Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана. – М., 2001.
  6. Рубцова Л.Н . Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций // Профессиональное образование, 2006, № 1.
  7. Тарасова Н.В . Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2007. № 2.

Королева Наталья Алексеевна

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Решение этой проблемы обуславливает внедрение и использование новых образовательных технологий и методов обучения, более гибких, адаптивных и профессионально направленных. Сегодня профессиональная компетентность работника не может ограничиваться только специальными, профессиональными знаниями и умениями. Более востребованным становится тот работник, который обладает социальной и коммуникативной компетентностью, то есть умеет эффективно сотрудничать в коллективе, решает профессиональные задачи, обладает информационной грамотностью, способен приобретать новые знания и умения. Для того чтобы получить выпускника, востребованного на рынке труда, необходимо знать: какой выпускник нужен работодателю, какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать и т.д. Эта проблема и привела к необходимости значительного реформирования системы профессионального образования. Модульно-компетентностный подход направлен на создание модулей, каждый из которых формирует у обучаемого определенную потенциальным работодателем компетенцию. Совокупность модулей, направленных на формирование базовых (ключевых) и профессиональных компетенций составляют законченный курс подготовки по той или иной профессии. Компетентностный подход не является принципиально новым. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как В.В.Краевский, Г.П. Щедровицкий, М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер и их последователей. Однако данная ориентация нашла применение и развитие не в России, а за рубежом. Сегодня, реализуя компетентностный подход на практике, мы опираемся на международный опыт, адаптируя его к российским потребностям. Не следует противопоставлять компетентности знаниям, умениям и навыкам. Являясь более широким понятием компетентность включает в себя: - социальную, этическую, мотивационную т поведенческую составляющие; - результаты обучения (знания и умения); - систему личностно-ориентированных ценностей; - когнитивную и операционально-технологическую составляющие. Стратегия модульно-компетентностного подхода предполагает, что в основу содержания образования будут положены ключевые компетенции и профессиональные компетенции по данной профессии. Ключевые компетенции включают в себя следующие характерные признаки: - многофункциональность (овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни и социуме); - принадлежность к метаобразовательной области (они междисциплинарны, надпредметны и применимы в самых различных ситуациях); - интеллектоёмкость (они требуют абстрактного мышления, саморефлексии, самоидентификации, самооценки); - многомерность (они включают различные умственные процессы: аналитические, коммуникативные, инновационные и т.д.) Гораздо более сложная форма профессиональные компетенции. В книге А.К. Марковой «Психология профессионализма» профессионализм описан через соотношение мотивационной сферы человека (профессиональные ценности, цели, самооценка, мотивы) и операционной сферы (профессиональные способности, обучаемость, приёмы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества). Если в личностных качествах субъекта выделенные сфера оптимально соотнесены, есть основания говорить о профессиональной компетентности. Образовательные программы, выполненные в логике компетентностного подхода, должны описывать не только набор сведений, которым надо научить, но и совокупность приёмов, способов достижения ясного, однозначного и понятного всем субъектам образовательного процесса результата. В зависимости от целей, требований к объему и уровню образования на основе базовой программы составляются варианты индивидуальных программ и соответствующих структурных элементов. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих материалов, который состоит из проектов учебных занятий, системы заданий для самостоятельной работы обучаемых, системы вопросов для актуализации опорных знаний учащихся, системы вопросов для закрепления изученного материала и системы контроля знаний, умений и компетенций по каждому модулю. Модуль содержит набор информационных данных (стандартов), на основе которых проводится оценка каждого обучающегося в отдельности. Каждый модуль включает в себя: - результаты, которые обучающийся должен суметь продемонстрировать (элементы компетентности); - критерии, по которым справляющиеся обучающиеся отличаются от не справляющихся (критерии оценки деятельности): - заданные контексты, в которых обучающийся должен продемонстрировать усвоение (уровень). Одной из главных задач перехода профессионального образования на компетентностный подход является создание предпосылок для внешней итоговой оценки и аттестации компетенций выпускников не только самим учебным заведением, но и представителями работодателей, общества потребителей, профсоюзами, государственными центрами аттестации. Для решения этой задачи необходимо создание инструментария для диагностики профессиональных и специальных компетенций того или иного вида профессиональной деятельности. Одним из эффективных инструментариев диагностики и аттестации профессиональных компетенций является критериально-ориентированный тест. Данный вид тестирования широко используется профессиональными ассоциациями работодателей для внешней аттестации и сертификации специалистов. Существуют 2 вида критериально-ориентированных тестов. Тесты, ориентированные на область содержания, предназначены для оценки доли от полного объема учебного материала, которую усвоил испытуемый. Квалификационные тесты применяют для определения в группе испытуемых квалифицируемых и неквалифицируемых в данной области. По результатам выполнения критериально-ориенитрованного теста выдается (или не выдается) соответствующий сертификат, который в европейских странах является обязательным приложение к диплому при приеме на работу.