2 особенности социализации личности младшего школьника. Особенности социализации детей младшего школьного возраста. Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка

Социализация понимается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Успешное протекание данного процесса зависит от активной позиции индивида и степени усвоения личностью социального опыта. Процесс социализации имеет стадиально-уровневый характер, определяющий в конечном итоге степень социализированности личности .

В социологии выделяют множество видов процесса социализации, таких как экономическая, политическая, правовая, экологическая, полоролевая, семейная, школьная, институциональная и т. д.

П. Бергер и Т. Лукман выделяют следующие виды социализации :

- Первичная социализация , которая предусматривает накопление социального опыта в ситуации, когда у человека активизируется потребность, но нет способа ее удовлетворения. Как правило, первичная социализация протекает в условиях семьи.

Особенности первичной социализации:

  • 1) Первичная социализация формирует стереотипы человеческого поведения;
  • 2) Социальный опыт первичной социализации усваивается легко и с трудом разрушается;
  • 3) Социальный опыт формируется на положительном психологическом фоне.
  • - Вторичная социализация или институциональная социализация предусматривает накопление социального опыта в социальных институтах.

Особенности вторичной социализации:

  • 1) Социальный опыт усваивается с трудом и легко разрушается;
  • 2) Основным механизмом социального опыта являются санкции. Под влиянием требований социума и непосредственного окружения у человека вырабатывается самоконтроль, основанием которого становятся усваиваемые им нормы и ценности социума .
  • 3) Легче усваивается тот социальный опыт, который является схожим с опытом первичной социализации.

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

  • · в отличие от взрослых, которые изменяют свое поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
  • · взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;
  • · социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
  • · социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.

Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка

Фактор (в отличие от условий) - существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место в ряду факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное воздействие на каждого ребенка.

Социализация личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными исследованиями по социальной педагогике, социологии. К числу факторов социализации человека относят:

  • 1) микрофакторы - непосредственная среда жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум;
  • 2) мезофакторы - этносоциокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, типа поселения (мегаполис, средний город, малый город; портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный; село - большое, среднее, малое);
  • 3) макрофакторы - страна, этнос, общество, государство (как определенная социально-экономическая, социально-политическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности);
  • 4) мегафакторы - космос, планета, мир, которые соотносятся с аспектами национального, регионального, континентального и глобального в развитии человека.

Микрофакторы (семья, сверстники, преподаватели) - самые весомые в первичной социализации ребенка. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизни. Семья реализует функционально социализацию и воспитание, обеспечивает комфорт, безопасность, психотерапию и эмоциональную защиту ребенка. Механизмами семейной социализации, как и социализации вообще, являются естественное усвоение через подражание. усвоение норм и правил через взаимоотношения (общение и деятельность), полоролевая идентификация, общение со сверстниками.

Мезофакторы (язык, национальный характер, темперамент менталитет, традиции, обычаи, «народное воспитание», климат, география, тип поселения, питания) играют немаловажную роль в освоении социального мира. Реализация механизмов социализации через передачу опыта родителей, близких позволяет ребенку усваивать этнокультуру.

Макрофакторы (демографические, экономические, социально-политические процессы) глобально детерминируют ход и направленность социализации, происходящей на фоне интеграционных процессов в мировом сообществе.

Мегафакторы (Земля, космос, планета, мир, Вселенная): в настоящее время увеличивается количество угроз (вызовов) человечеству. Данное обстоятельство оказывает опосредованное влияние на процесс социализации подрастающего поколения. Определяет основные мировоззренческие установки и идеалы человечества на современном этапе его развития .

Традиционные подходы к проблеме социализации ребенка не могут сегодня удовлетворить социальные потребности общества и затрудняют процесс социализации.

Считается, что данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основы успешной социализации закладываются в детстве. Младшее школьное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольный период. Еще в возрасте шести лет у дошкольного социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

  • - семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
  • - школа (в младшем школьном возрасте в первую очередь учителя);
  • - общество (сверстники, друзья)

В основу техники общения ложится такой процесс, как идентификация (отождествление).

Установлено, что в условиях демонстрируемой идентификации повышаются настроение, самооценка и социальная активность ребенка: он общается с классом на уровне рефлексии и сопереживания. Идентификация как стиль общения обеспечивается формированием позитивных идентификационных личностных качеств. При этом общение со сверстниками выступает как школа социальных отношений - ребенок практикуется в действиях, присвоенных им от взрослого.

В отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок не только принимает на себя роль другого, но и идентифицируется с ним, усваивая тип его поведения, его чувств и мотивов или приписывая другому собственные мотивы .

Для того чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в младшем школьном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.

Воображение непосредственно связано со смысловой сферой ребенка и характеризуется тремя стадиями (одновременно и компонентами этой функции) в развитии:

  • - опора на наглядность (предметная среда);
  • - опора на прошлый опыт;
  • - особая внутренняя позиция ребенка, которая формируется к концу дошкольного возраста и получает дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте.

Воображение служит инструментом познавательной деятельности и выполняет аффективную, защитную функцию: через самоутверждение себя в идеальных ситуациях, проигрывая их, ребенок освобождается от травмирующих моментов. Воображение является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере.

В младшем школьном возрасте (с 6-7 до 9-11 лет) у ребенка возникает способность и потребность в социальной функции, он переживает себя в качестве социального индивида - субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование кризиса этого возраста - особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью - учением.

Образование призвано помочь в приобретении личностью научных понятий в отличие от житейских, формирующихся спонтанно, способствовать соединению непосредственно бытия человека с культурой .

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия школы и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей.

В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности).

Интересно место и роль формирования представлений о социальной действительности как показатель успешности социализации ребенка (с учетом специфики и особенностей этого процесса у младшего школьника) в организованных формах - социального воспитания и образования.

Итак, социализация - это процесс, играющий важную роль в формировании личности ребенка. Мы выделили ее особенности, виды и факторы. Еще в старшем дошкольном возрасте, когда до статуса школьника «рукой подать», важно, чтобы ребенок научился взаимодействовать с окружающей средой, что способствует его социализации в обществе.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. рассматривает модернизацию системы образования, как одно из необходимых условий для формирования инновационной экономики, являющейся основой социального развития общества. Стратегической целью является повышение доступности качественного образования, которого можно достигнуть при обеспечении компетентностным подходом и создании инфраструктуры социальной мобильности обучающихся, готовым к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуациях выбора, готовым прогнозировать возможные последствия своих действий, способным к сотрудничеству, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу общества и страны в целом .

Кроме этого, оно определяется как особый процесс передачи социально значимого опыта, включающего систему воспитания, развития и обучения, которые будут ориентировать учащегося на формирование социально значимых качеств личности, для успешной социальной адаптации в обществе.

Проблема социализации находит свое отражение в трудах многих ученых (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, И. Кант, И.С.Кон, М. Мид, А.В.Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин, Е.Н. Землянская, Е.В. Бондаревская, Д. Мид, и др.)

Как отмечает И.С.Кон, социализация – «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его понимать культуру, поведению в коллективе, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» .

Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализация, полагал, что если между членами общества есть однородность, то только при таком условии общество сможет выжить. Воспитание будет подкреплять эту однородность, закладывая и развивая те необходимые характеристики, которые требует коллективная жизнь .

Т. Парсон рассматривал социализацию, как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился, …освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли» .

Социализация, как считает Г.М. Андреева, - это и усвоение социального опыта индивидом и, в тоже время, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом его активностью в выполнении действий и включении в социальную среду .

Концепция А.В. Петровского рассматривает социализацию как диалектическое единство прерывности и непрерывности. По его словам, переход к социализации не определяется внутренними психологическими закономерностями, а детерминирован извне социальными причинами, даже когда вступление на новый этап развития представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе .

Согласно А. Мудрику социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийным, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах .

Таким образом, современная наука рассматривает процесс социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым происходит усвоение и воспроизведение индивидом определенной системы знаний, а также норм, ценностей, качеств, которые позволят ему в дальнейшем стать полноправным членом общества.

Положительным результатом протекания процесса социализации является социализированность, которая указывает на совокупность значимых индивидуальных, психологических особенностей личности и его эмоциональную удовлетворенность.

По – мнению А.В. Мудрика, в одних случаях социализированность трактуется как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, т.е. предполагается комфортность индивида к социальным предписаниям . Другие считают, что невозможно предугадать какие социальные трудности могут встретиться на пути. Поэтому нельзя усвоить только самую суть требований социума.

Давыдов В.В. определяет социализированность человека как обладание такими качествами, ценностями, убеждениями, формами поведения, которые будут ему необходимы для нормальной жизнедеятельности в обществе.

В исследованиях Е.С. Студеникиной социализация предполагает не только адаптацию человека в обществе, но и его саморазвитие и самоактуализацию.

Таким образом, под социализацией младшего школьника мы понимаем процесс развития человека, включающий усвоение социального опыта путем активного вхождения в среду и систему социальных связей, умение соотнести свои собственные ценности, нормы и способы деятельности и стать компетентным членом общества.

А социализированность понимается нами как способность осуществлять различные социальные роли в соответствии с требованиями общества на основе уже имеющихся навыков и умений индивида, поддерживать баланс приспособления и обособления в связи с изменяющимися жизненными условиями, быть уверенным, самостоятельным, инициативным членом общества.

Проблема социализации младших школьников является особо актуальной в современных условиях воспитания и обучения, т.к. меняется его ведущая деятельность, социальная группа, поведение, позиция и окружающая его действительность.

Рассматривая возрастные особенности младших школьников для процесса социализации, по – мнению Е.Н. Землянской, следует учесть систематизацию, углубление и осмысление собственного опыта, которые приобретаются на протяжении всей жизни .Младший школьный возраст считается сензитивным периодом, когда ребенок принимает на себя определенную психологическую ориентацию, что в дальнейшем будет определять его модель поведения в процессе социализации.

Игра, как ведущая деятельность дошкольного образования, меняется на учебную деятельность, где активное участие младшего школьника будет отражать и условие, и результат, и средство формирования личности на самых ранних этапах процесса социализации.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к памяти ребенка. В процессе обучения ребенок сталкивается со многими трудностями, связанными с постановкой задач на запоминание, воспроизведение, тренировку памяти; происходят значительные изменения в развитии произвольного внимания, которое закладывает основу самоконтроля и саморегуляции.

Общение, несомненно, тоже играет важную роль в процессе социализации младших школьников. Теперь качественным общением в стенах учебного заведения становится общение со сверстниками и учителем. Быть учеником – это новая социальная роль, в которой учитель является авторитетом и где большую роль играют такие качества как доверительность и открытость общения, благодаря которым формируются ценные представления об обществе в целом.

Одним из важных новообразований младшего школьного возраста - переход от непосредственного поведения к опосредованному, т.е. к осознанному и произвольному поведению. Этот переход требует высокой активности учащихся, что влечет за собой достаточно высокую степень саморазвития, самопознания на начальном этапе, которые более в полной мере проявятся уже в подростковом возрасте, когда он будет ощущать себя членом коллектива и, будет видеть потребность в самоопределении в будущем.

Исходя из вышесказанного, рефлексия также является важной стороной социализации, так как учащиеся должны быть готовы к самоанализу, самовоспитанию, самооцениванию. Возникает вопрос: все ли учащиеся способны на это? Ребенок младшей школы уже способен видеть лучшее и худшее в работе, в общении с товарищами, учится описывать героев и характеризовать их с позиции важных качеств. Ученик эмоционально переживает поведение каждого героя, отбирая те качества, которые хотел бы воспитать в себе . Поэтому важно учить детей чаще всматриваться в себя и в других, следить за своими словами, поступками и оценивать их, видеть что получилось и над чем еще предстоит работать, оценить свои удачи и неудачу, что говорит о совершенствовании произвольной эмоциональной регуляции поведения с навыками рефлексии.

Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге приводят к образованию нового уровня самосознания ребенка, где младший школьник находит себя в системе человеческих отношений и примеряет на себя роль существа социального.

Таким образом, социализация младшего школьника представляет собой важный процесс вхождения младшего школьника с социальную среду, где происходит усвоение системы знаний, образцов поведения, социальных норм, приобщение к ценностям поколений, которые позволяют ему быть полноправным членом современного общества.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социально – психологические проблемы исследования личности // Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М., 1998.

2. Голованова Н.Ф. Приобщение младших школьников к самовоспитанию // Начальная школа. – 1979. № 2.С.18 – 23.

3. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев; Харьков, 1899. С. 12 – 13.

4. Землянская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе экономической подготовки: Монография.– М.: МПГУ, 2006. – 235 с.

5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание. М., 1984

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений. М., 2007.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – 8 изд. – М.: Academia 2013 – 240 c.

8. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

9. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации», ст.3,5: // официальный сайт Министерства образования и науки РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/

10. Parsons T. The Social System. Glencoe, 1952.

Подборка по базе: ис по уир лекция.pdf , 1 лекция.pdf , Самоменеджмент и эффективность личности руководителя, практическ , Роль личности педагога в воспитательном процессе.doc , Смерть как условие бытия личности.odt , сравнительный анализ личности ораторов.docx , Патанатомия - лекция (мезенхимальные дистрофии).doc .
Лекция 5. особенности социализации ребенка младшего школьного возраста (4 часа).

  1. Трудности взросления младшего школьника.

  2. Социализация личности в современных условиях.

  3. Роль учителя в социализации младшего школьника.

  4. Проблемы социализации детей в современной школе.

  5. Условия успешной социализации ребенка в начальной школе.

  1. Трудности взросления младшего школьника.

Согласно многочисленным исследованиям , посвященным развитию младших школьников, в этот возрастной период довольно часто встречаются психологические трудности, эмоциональные проблемы, нарушения поведения. Среди причин такого рода проявлений процесса развития обычно называются трудности, связанные со сменой социальной позиции и социальной ситуации развития (режим дня, отношения со взрослыми и сверст­никами), и трудности овладения собственно учебной деятельностью. Наверное, поэтому в психолого-педагогической литературе речь идет прежде всего о том, как учить детей в начальной школе. Личностное развитие ребенка в этот период описано фрагментарно, зачастую скудно. Исходя из имеющихся в литературе дан­ных, может сложиться впечатление, что внутренний мир ребенка на этом этапе развития достаточно прост, в основном благополучен при условии, если ребенок хорошо учится. И учителя, и родители воспринимают младших школьников как детей зависимых, послушных, достаточно предсказуемых в поведении. Если этого не происходит, взрослые раздражаются, стремятся в первую очередь к наказаниям, усилению строгости в отношении к ребенку, считая это достаточно действенным средством воспитания и коррекции поведения ребенка 6 - 9 лет.

Перед младшим школьником возникает много проблем, новых по сравнению с дошкольным периодом. Безусловно, самыми серьезными, особенно в I классе, являются трудности освоения школьной жизни: строгого распорядка дня, соблюдения определенных правил поведения, необходимости выполнять иногда не слишком привлекательные задания на уроке и дома и т.д.

Однако дети этого возраста испытывают и другие трудности, зачастую малопонятные, продолжительные, вызванные закономерностями роста и развития личности ребенка в современных условиях.

Как известно, школа - весьма тонкий организм, прочно связанный с социальной практикой, с развитием современного общества. Ребенок в школьные годы сталкивается с привлекательными и отталкивающими проявлениями социума в целом. И даже если в личном опыте ребенок не сталкивается с насилием, преступ­ностью, несправедливостью, нищетой, то телевидение, радио помогут восполнить этот "пробел". Результат же подобного столкновения может иметь негативные последствия для развития ребенка. Не случайно такой ситуацией обеспокоены и родители, и учителя. Необходимо проанализировать непосредственно действующие влияния на ребенка 6 - 9 лет. В этой связи сошлемся на идею Л. С. Выготского о социальном генезе сознания. Л. С. Выготский писал о тождестве механизмов сознания и социального контекста: "Мать обращает внимание ребенка на что-нибудь; ребенок, следуя указаниям, обращает свое внимание на то, что она показывает. Затем ребенок сам начинает обращать свое внимание, сам по отношению к себе выступает в роли матери" (т. 1, 116).

Иными словами, первичные образцы родительского отношения, отношения со значимым взрослым - учителем, интериоризуясь, трансформируются в структуру самоотношения и оказывают определяющее влияние на поведение ребенка.


  1. Социализация личности ребенка в современных условиях.

Прежде чем обратиться к вопросу развития личности младшего школьника, необходимо выделить суть проблемы социализации личности в современных условиях.

Для нашей страны характерна ситуация установившейся социальной нестабильности. По этой причине личность, живущая в таких условиях, испытывает трудности конструирования образа социального мира; отсюда возникают проблемы адаптации к нему. Перед человеком очень остро стоит проблема переструктуризации ценностей, личность вынуждена бороться в первую очередь за выживание. И, наконец, - проблема идентичности личности. Она предполагает отнесенность личности к какому-либо классу, типу, на основании чего она может быть признана целостной, идентичной самой себе.

По мере взросления личности каждая из названных проблем изменяет характер своего влияния, но бесспорно одно: и у взрослых (родителей и учителей), и у младших школьников переживание этих проблем усиливает эмоциональные и поведенческие трудности. К их числу относятся страхи, тревожность, стрессы, депрессии, агрессия и др. Рассмотрим их применительно к младшему школьнику в контексте семейного и школьного воспитания.

На протяжении этого возрастного периода происходит множество изменений, особенно в развитии психических функций и социальной компетенции. Э. Эриксон назвал соответствующую этому возрасту стадию психосоциального развития личности стадией инициативы и чувства вины, поскольку именно в это время у ребенка наиболее интенсивно развивается (или не развивается) способность к овладению окружающей его средой. Какой же образ действительности возникает у современного ребенка?

Дети живут безусловно в собственном мире, в определенной степени защищенном от повседневных забот взрослых. Но в сознание детей ежедневно вторгается информация из радио, газет, телевидения, разговоров взрослых о социальных бедах, терроризме, убийствах, катастрофах, исчезновениях людей. Этого влияния социума не в силах избежать ни взрослые, ни дети.

Поток такой информации изо дня в день порождает страх, тревогу, разрушает личность ребенка. Взрослые, борющиеся за выживание, испытывающие страх перед сегодняшней реальностью и страх за ребенка , дают ему массу предупреждений: "Не ходи через дорогу, собьет машина", "Не садись в чужую машину", "Не разговаривай с незнакомым", "Не открывай никому дверь" и т.д. Это перегружает детскую психику. Дети боятся людей. Как же трудно им будет в дальнейшем находить взаимопонимание с окружающими, если они не научатся разбираться в людях при нормальном общении. Эмоциональные проявления этого состояния - ощущение безнадежности, беспомощности, страх, перепады настроения, ярость, гнев, чрезмерное возбуждение. Эти проявления предполагают изменение поведения: от необычной уединенности-к непонятной воинственности, необычной подвижности. Возможны психосоматические нарушения, такие, как боли в животе, головные боли, изменение сна или аппетита.

При этом следует помнить, что часто истинная причина эмоциональных проблем ребенка намеренно или случайно маскируется его видимым поведением. К примеру, возможны различные формы проявления тревоги. Это может быть агрессия, раздражительность у одних детей, у других - дрожь, заикание, изгрызенные ногти, третьи уходят в область нелепых фантазий.

Считается, что в младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. По содержанию тревога тоже различна. Девочек беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки, а мальчики боятся насилия, травм, наказаний, источником которых являются учителя, родители, милиция. Одним из механизмов формирования личности является процесс идентификации. Он проявляется в открытом подражании взрослому как образцу на основе установившейся эмоциональной связи, включении в свои мир и принятии как собственных норм его ценностей, образцов. Благодаря идентификации взаимодействие со взрослым приводит к постановке себя на место другого. Это позволяет моделировать смысловое поле ребенка в общении с другим человеком, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает соответствующее поведение, выступает в качестве центрального механизма формирования способности к саморазвитию.


  1. Роль учителя в социализации младшего школьника.

У младшего школьника отношения со взрослыми дифференцируются на отношения с учителем и отношения с родителями. Система "ребенок - учитель" начинает определять отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Это отношение впервые становится отношением "ребенок - общество".
Учитель выступает по отношению к ребенку как значимый другой. Эта роль наделяет учителя большим влиянием на школьника, на развитие его личности, способствует его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Хотя следует признать тот факт, что на практике всю полноту ответственности за позитивные и негативные изменения в личности ребенка нельзя возлагать только на учителя, так как развитие ребенка подвержено различным внешним воздействиям, которые учитель не в состоянии контролировать.

Что же происходит с личностью самого учителя в современной школе, когда кризис общества, по мнению А. Г. Асмолова, заслонил кризис образования, а само образование отлучено от социальной программы развития общества; когда наблюдается кризис таких ценностей, как ценности личности, образования, знаний?

Безусловно, сложность социальных процессов, происходящих в обществе, отягощает жизнь и деятельность учителей. Необходимость выживания ориентирует на день сегодняшний. Социальная напряженность и нестабильность порождает у учителей ощущение собственной несостоятельности. К такому выводу поневоле приходишь, анализируя обращения учителей к психологу. В них - страх за детей. Учителя жалуются, что не пони­мают ни своих, ни "чужих" детей, не знают, как их воспитывать. Можно констатировать тот факт, что от социальных катаклизмов в наибольшей степени пострадала способность человека к "спонтанному" развитию, к самореализации, самоактуализации - свойству, которое А. Маслоу характеризует как полное употребление и использование своих талантов и способностей.

Серьезную проблему для развития личности ребенка в современной школе представляет и тот факт, что большинство учителей - женщины. Приходится наблюдать, что в школе авторитарные тенденции в личности женщины закрепляются спецификой самой педагогической деятельности. Естественно, что занятые на работе и склонные к авторитарности, женщины имеют мало шансов быть счастливыми в браке. А это в свою очередь влияет на их профессиональную деятельность. Как свидетельствуют результаты психологических исследований, лишь около 10% учителей проявляют пристальное внимание, уважение к личности ребенка, искренность в выражении своих чувств. Для подавляющей части учителей характерно постоянное стремление контролировать учащихся, доминировать в отношениях с ними, проявлять строгость, властность, авторитаризм. Изменения в личности учителя возникают под влиянием самой педагогической деятельности: педагог стремится к достижению своих целей - "научить", "сформировать" и т.д., превращая тем самым других людей в средства достижения этих целей, уделяя гораздо больше внимания тому, что происходит вовне - дисциплинированности, испол­нительности, послушанию, а не во внутреннем мире собственного "Я" и "Я" своих партнеров-учащихся.
Взаимодействие в системе "учитель - ученик" по своей сути неправомерно. Так, в плане передачи информации - учитель является источником информации, он задает вопросы и оценивает ответы; в плане ролевого социального воздействия - он авторитарен; в плане межличностного взаимодействия - "большая" личность, личностный эталон для ученика. Учитель имеет право публично оценивать личность учащегося , его деятельность, тогда как последний такого правапо отношению к учителю не имеет. Такое соотношение ролевых позиций порождает определенную напряженность в отношениях. Часто в общении с учителем ученик испытывает больше негативных эмоций, чем в каких бы то ни было других жизненных ситуациях.

Если учесть ограниченность сфер деятельности младших школьников (в основном учебная), а значит, узость круга общения, то общающиеся продолжительное время в начальной школе оказывают взаимовлияние, что приводит к изменению их личностей.

Особое влияние на развитие личности учителя оказывает и состояние образовательного пространства.

Во-первых , к учителю в настоящее время предъявляются повышенные требования не только по обеспечению соответствующего уровня знаний и умений детей, но и по организации всей образовательной среды в соответствии с изменившимися социокультурными условиями жизни. Очевидно, что сложившиеся в традиционной школе подготовка ученика к функционированию в условиях одной социальной общности и приспособление к одному виду деятельности не вполне адекватны современной социокультурной ситуации. Нужна школа, формирующая у человека способность анализировать те явления и процессы, с которыми он сталкивается, понимать их смысл в историко-культурном контексте, находить свое место в соответствии со своими потребностями и возможностями. И от учителя требуются колоссальные волевые усилия, направленные на самостоятельное нахождение и освоение новых личностных смыслов в рамках уже выполняемой профессиональной деятельности.

Во-вторых , современное образовательное пространство (на уровне общего среднего образования) существенно изменилось. В него входят следующие типы школ.

1. Традиционная школа, ориентированная на передачу знаний.

2. Специализированная школа с углубленным изучением одного или нескольких предметов.

3. Гимназия-лицей, в которой предпринимается попытка воссоздать академический уровень образования. Благодаря гимназиям резко повысились требования к уровню общего среднего образования, хотя в ряде случаев учебные программы перегружены.

5. Школы развивающего типа: обучение по Л. В. Занкову, по Д. Б. Эльконину, В. В. Давыдову.
6. Школы, ориентированные на одну или несколько новых систем образования (школа Монтессори, Вальдорфская школа и др.).

Наличие разных типов школ усиливает "сортность" учителей, с одной стороны, с другой - требует от учителя значительных изменений процесса преподавания; уже нельзя оставаться "обычным" учителем. Понятно, что слово "обычный" не несет оценочного характера.

В свете вышесказанного актуальны постоянный личностный рост и самосовершенствование каждого учителя. Особо это касается тех его качеств, которые имеют профессиональную значимость: способность понимать внутренний мир другого человека (рефлексия), отождествлять себя с учеником (идентификация), эмоционально сопереживать ему (эмпатия). Принципиально важным является динамизм личности педагога (способность к инициативному и гибкому воздействию на ученика), а также эмоциональная устойчивость (владение собой). Можно с уверенностью говорить о том, что именно личностные особенности учителя задают пространство общения с учащимися, наполняют гуманностью или не гуманностью педагогическое взаимодействие с детьми, универсальное отношение человека к человеку.
4. Проблемы социализации детей в современной школе.
Основной характеристикой современной социальной ситуации выступает ее нестабильность. Вряд ли можно найти хоть одну сферу нашей жизни – экономика, политика, культура, образование – положение в которой бы воспринималось как устойчивое.
Проблема кризиса существовавших и незыблемых до последнего времени социальных догм и отсутствие в настоящий момент в обществе единых и непротиворечивых ценностных представлений приводит ко многим педагогическим сложностям, с которыми сталкивается школа. С одной стороны, нормативный кризис может привести к отказу от норм вообще. Это находит свое проявление в расширении криминальных и антигуманных форм поведения к которым часто приходят и дети. С другой стороны, возникновение совершенно новых форм, реставрация старых, но одинаково не традиционных для бывшего СССР ценностей и стандартов поведения. Все это определяет и новые для современной отечественной педагогики задачи создания условий для осознанного выбора своей собственной нормативно-ценностной системы среди множества разных социальных представлений, существующих в обществе.
Возникает большое количество социальных общностей нового типа, в том числе и воспитательно-образовательного плана. Они построены не по привычному для социалистической эпохи «производственному принципу», с его жестким ролевым расписанием, иерархичной структурой власти и подчинения, минимальным выбором и ответственностью каждого члена группы, а не прниципиально-вариативных, гибких началах, которые предполагает способность группы к самоорганизации и саморазвитию (авторские школы, разнообразные гимназии, колледжи, лицеи и т.д.). Педагогические коллективы часто не сознают тех социально-психологических последствий, которые связаны с выходом из-под власти администраторов (МО, РОНО и др.). А чисто организационные изменения (иногда просто смена названия) воспринимаются педагогами как серьезные содержательные инновации, которые должны тут же дать положительный эффект без особых усилий со стороны самих преподавателей.

Изменение социально-политической ситуации в стране повлияло на отношения рядовых граждан, их детей к значению школы в процессе развития ребенка как личности. Большое количество детей школьного возраста не посещают образовательные учреждения, вырастая асоциальными людьми, не попадая под влияние социализации со стороны школы. Ограниченность деятельности современной школы лишь образовательной целью влечет негативное отношение школьников к данному институту воспитания. Не дающему возможности проявить свои таланты в не урочное время в стенах своей школы. исследования показывают, что для значительной части учащихся школа, учебная деятельность побуждается и направляется принуждением (как со стороны родителей, так и со стороны преподавателей). Естественно, что при таком положении дел и учащиеся и педагоги принимают учебную деятельность или воспитательный процесс и все связанное с ними как принуждение. В этом случае можно говорить о школьниках как о «жертвах» социализации современной школы.

К сожалению, в настоящее время, педагогов интересует только успеваемость. В этих условиях коллективная деятельность не может найти присущих ей организационных форм, отношений.

Традиционно организация школьной жизни более всего отвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок. Воспроизводство, а не создание, репродукция, а не творчество. В сегодняшней ситуации требования к современной школе меняется. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно полно и четко освоено мировой педагогической наукой и практикой. Однако для современной российской школы такие задачи только осознаются как актуальные. Вся организация жизни в отечественной школе все еще направлена на формирование у детей крайне жесткой однозначной социальной позиции, что связано в первую очередь с традиционными, консервативными установками многих школьных педагогов, цепко держащихся за старую систему ценностей.

Однако, критика современной системы среднего образования, как профессионалами, так и общественностью сегодня уже потеряла свою остроту, превратилась в своего рода социальную норму. Ее основное содержание, сфокусированное на характеристике школы, как монологичной, закрытой, ориентирующейся на формирование «по образцу», и следование абстрактным нормам по-прежнему остается актуальным.
5.Условия успешной социализации ребенка в начальной школе.
Сферы школьной и домашней жизни тесно переплетаются. Проблемы в школе могут создать неприятности дома, и наоборот. Ребенок, испытывающий трудности и в школе, и дома, вдвойне подвержен беспокойству, страху, отчаянию. Чтобы почувствовать уверенность в себе , он должен заслужить одобрение, похвалу учителей, родителей, ощутить их эмоциональную поддержку.

Учитывая тот факт, что дети младшего школьного возраста свои страхи, чувства скрывают от родителей, учителей, взрослых, требуется интуитивное проникновение в смысл внешних признаков эмоциональной жизни ребенка, так как дети, с одной стороны, до конца не осознают свои переживания, с другой - не могут о них рассказать. Утаиванию своих переживаний способствует и желание ребенка быть знающим, умелым, т.е. ориента­ция на успех, на собственную компетентность. По его мнению, признать страх, боязнь - значит расписаться в неудаче. Очень важно поэтому обсуждать переживания ребенка, выказывать ему понимание его беспокойства, обговаривать возможные шаги по преодолению страха и убеждать ребенка их сделать. Взрослым надо показывать, как они сами находят выход в тех ситуациях, которые беспокоят ребенка.

1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2.Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982-1984.

3. Липкина А. И. Самооценка школьника. - М., 1976.

4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995.

5. Психическое развитие младших школьников /Ред. В. В. Давыдов. - М., 1990.

6. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 199

Лекция 6. Организационно-педагогические условия социального становления младших школьников в учебно-воспитательном процессе


  1. .

  2. Организационно-педагогические условия становления младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
3. Программа социального становления младших школьников.
1. Социальное становление школьников как задача начальной школы .

Изменения, происшедшие в последние 10 лет во всех сферах политической, экономической и социальной жизни Российского общества, породили многочисленные проблемы. Одна из наиболее актуальных - критическое осмысление перемен в социальной и духовной жизни, определение тенденций дальнейшего развития,. выбор структуры и содержания социального воспитания как контролируемого института социализации детей. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, духовно - нравственного становления детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, взаимодействие семьи, общественных институтов составляют основу современной государственной политики, выраженной в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Программе развития воспитания в системе образования России на 1999- 2000 годы.

Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в отдельных областях науки и техники, прочных "знаний,умений и навыков" в учебной деятельности, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинство, независимость в суждениях. Именно от этих умений и качеств во многом зависит успех человека и общества в целом в преодолении противоречивых условий социальной жизни.

В последнее время особое внимание исследователей стало уделяться изучению проблем социального воспитания и социализации личности. Основываясь на теоретических положениях философских концепций развития личности Э. Берна, К.Г. Юнга, К. Янга и др., и социально - психологических исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.В. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, современные исследователи(Л.В. Байбородова, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, М.С. Комаров, М.З. Ильчиков, Б.А. Смирнов, Т.В. Лисовский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков Д.И. Фельдштейн и др.). определили задачи, механизмы и факторы социализации человека на современном этапе развития российского общества, обосновали роль социального воспитания и образования в процессе социального становления.

По их мнению, система образования, конечно, не является единственным институтом, оказывающим влияние на социальное становление человека. Но именно на ней в настоящее время лежит большая ответственность за процесс интеграции индивида в социальную систему, освоение им знаний, социальных норм и культурных ценностей. Именно образовательные учреждения, аккумулируя в себе кадровые, материальные, методические ресурсы, рассматриваются как центр социокультурного поля, фокусирующего позитивные социальные воздействия на учащегося.

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных явлений - социализации и идентификации. Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Индентификация - это способ принятия ценностей, норм, образцов поведения в обществе как свои собственные.

В основу современных подходов к определению социализации и социального становления детей положены исследования А. В. Мудрика, который рассматривает социальное становление как процесс относительно контролируемой социализации , осуществляемой в специально созданных воспитательных организациях. Основными механизмами и факторами социализации личности А.В. Мудрик считает семью и ближайшее окружение, различные социальные институты, субкультуру общения и межличностного взаимодействия личности. Результативность (социализированность) личности рассматривается как сформированность черт, задаваемых статусом личности и требуемых в данном обществе: конформность индивида к социальным предписаниям, развитие определенных качеств, которые фиксируются понятиями " социальная зрелость", интеллигентность, трудолюбие, профессиональная, политическая и мировоззренческая зрелость. Социальное становление происходит в результате семейного, религиозного и социального воспитания, роль и значение которых в различных типах общества неоднозначны.

В содержательном определении социальное становление- процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контактов со сверстниками, другими детьми, взрослыми.

Задачи социального становления детей определяются как задачи социализации ребенка на каждом из возрастных этапов и исходят из социального заказа общества, состоящего из запросов самих детей и их родителей, а также из потребностей различных организаций, учреждений и предприятий. На каждом возрастном этапе развития личности А.В Мудрик выделяет следующие группы задач:

естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этане определенного уровня физического и сексуального развития, имеющие определенные нормативные различия для тех или иных религиозно- культурных условий;

социально-культурные задачи -познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые -специфичны для каждою возрастною этапа в конкретном социуме в определенный период ею истории.

социально -психологические задачи трактуются как становление самосознания личности и, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения.

Конкретизируя эти задачи, можно предположить, что в реальности эти задачи определяются следующим образом :

· целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к самопознания, интересу своего, своим отношениям, возможностям;

· целенаправленное влияние на развитие потребности и способности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций целей с точки зрения интересов своего развития;

· целенаправленно влияние на развитие потребности и способности к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала;

· целенаправленное влияние на развитие потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояние, притязаний, самооценки;

· целенаправленное влияние на развитие потребности и способности в соразвитии, совместном развитии, развития себя через развитие других (С.Д. Поляков).

К сожалению, анализ деятельности школ по социальному становлению подтвердил мнение С. Г. Вершиловского о том, что усилия творчески работающего учительства направлены в современной школе прежде всего на интеллектуальное развитие школьников.. Между тем, по мнению специалистов, если познание, восприятие, усвоение знаний. освоение социального опыта может формироваться в процессе обучения, интеллектуального развития ребенка, то отношение детей к самим знаниям, к делу, к людям не может быть сформировано только в обучении. Как следствие - преобладание стихийных факторов в процессе социализации современной молодежи, все более широкие формы отклоняющейся от нормы социализации.

2. Организационно-педагогические условия становления младших школьников в учебно-воспитательном процессе .
Данные и анализ эмпирического многообразия воспитательных систем, учебных заведений, результаты опытно - экспериментальной работы показали, что для эффективного решения задач социального становления детей в школе необходим не локальный, а системный подход, интеграция деятельности разнообразных учебных заведений и учреждений дополнительного образования

Опыт действующих учебно-воспитательных комплексов (УВК) свидетельствует, что в них, как инновационном типе учебного заведения, складываются особые условия социального становления детей. УВК представляет собой не просто объединение ранее разрозненных образовательно-воспитательных и культурно - просветительных учреждений, а единую социально - педагогическую (воспитательную) систему, в которой складываются оптимальные организационно- педагогические условия для социального становления детей. В таком учреждении формируется качественно новый тип взаимодействия разнообразных институтов социализации ребенка, различных учреждений социализации , детских объединений и коллективов, где главным ориентиром становится задача самореализации ребенка и педагога.

Возможности школы - комплекса по социальному становлению детей увеличиваются за счет того, что УВК не просто открытая система, имеющая широкие связи с различными социализирующими институтами. Это система, активно влияющая и преобразующая данные институты. Не только использующая факторы, способствующие позитивной социализации детей, но нейтрализующая факторы отрицательные, негативные.

Примером такой системы является экспериментальная школа- комплекс № 18 г. Йошкар-Ола республики Марий Эл. В состав школы- комплекс № 18 в настоящее время входят:

· -школа раннего развития для детей 5- 6 лет

· -начальная школа с дифференцированным обучением

· -общеобразовательная школа

· -школа искусств

· -спортивная школа

· -производственный комплекс

· -лечебно-восстановительный центр

При организации учебного процесса, внеклассной работы и системы дополнительного образования в начальной школе педагогический коллектив школы- комплекс исходит из следующих посылок:

В социальном становлении ребенка в начальной школе можно выделить несколько этапов - циклов. Педагогическое значение развития ребенка по циклам связано с расширением личностно- значимых для воспитанника ценных жизненных смыслов, социальных мотивов, переживаний, событий, восприятия окружающего мира, других людей, себя самого, возрастанием прав и свобод личности в сочетании с расширением социальных обязанностей и ответственности. В деятельности ребенка это выражено в расширении круга проблем, которые человек стремиться решить и круга людей, с которыми взаимодействует личность, познавательных возможностей и способов созидательной деятельности

1 этап(1 класс) -

"Я вижу мир вокруг себя"

(познание- осмысление - понимание);

2 этап (2-3 класс)

-"Я преобразую мир вокруг себя"

(целеполагание - планирование- реализация);

3 этап(3-4 класс) -

" Я узнаю себя среди других"

(анализ -самооценка -взаимоотношения);

Совокупность этапов- циклов, преемственность в определении содержания и ценностно -смыслового ориентира развития представляют собой организационно- содержательный путь социализации личности в начальной школе.

На каждом этапе циклического процесса социального становления ребенка в УВК для педагога важно четко представлять:

· какие ценностно-смысловые и мировоззренческие проблемы личностно -значимы для школьников и требуют осмысления, на какой опыт можно опираться, в какой форме и какими способами будет происходить это осмысление, во взаимодействие с какими социальными явлениями и процессами;

· какие социальнокультурные проблемы и задачи могут быть решены, в какой деятельности и в каком взаимодействии, чему нужно научиться ребенку для решения задач социального становления, в каких формах педагог может помочь в этом ребенку;

· каким образом можно осуществлять анализ, подведение итогов результатов развития на данном этапе;

· каким образом будут включены в процесс социального становления ребенка родители и другие субъекты процесса.

В качестве ценностных ориентиров на каждом этапе нами вынесены триады ценностей, предложенных детьми. Триада определяют содержание и характер деятельности ребенка и педагога на этапе деятельности. Первый этап-"Добро. Истина. Красота ", второй-"Труд. Талант. Творчество ", третий-"Содружество. Сотворчество. Сопричастность ".

В нашем опыте в качестве целей и задач социального становления были приняты задачи создания условий для:


  • широкого поля знакомства учащихся начальной школы с разнообразными видами деятельности,

  • самореализации учащихся,удовлетворения их интересов и потребностей в рамках социального заказа, с учетом их индивидуального интеллектуального, творческого и личностного развития. развития

  • организация социально позитивного досуга.
В качестве личностных задач социального становления приняты

  • создание оптимальных условий индивидуального развития для детей разного уровня способностей

  • формирование социальной устойчивости, грамотности и компетентности,

  • социальная самостоятельность и независимость,

  • социальная активность, мобильность личности,

  • ее социальная коммуникативность и оптимизм, вариативность

  • многообразие социальных ролей и отношений

  • адекватная самооценка.
В содержательном плане задачи социального становления детей в начальной школе наиболее эффективно решаются через:

1. Разнообразие значимых для самих детей, педагогов и родителей видов и форм деятельности , позволяющее удовлетворить интересы и потребности всех учащихся (учение, спорт, искусство, труд, досуг и др.);

2. Многоуровневость и вариативность организуемой деятельности, в соответствии с возможностями, способностями, возрастными и психолого-педагогическими особенностями развития учащихся.

3. Широту стандартных и дополнительных образовательных программ , многообразие содержательных аспектов (теоретический, опытный, исследовательский, прикладной и др.), форм образовательных объединений, индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью основных видов деятельности, их инновационный характер.

4. Создание особой социокультурной среды , основанной на признание значимости и " интересности" личности каждого ребенка и педагога. Организационно эти условия представляют из себя следующие изменения учебных планов и организацию дополнительного образования:

Дифференцированное обучение, с подбором индивидуальных программ для каждого ребенка на основе деятельностной диагностики через школу раннего развития (классы с углубленным изучением предметов для одаренных интеллектуально детей, классы " среднего уровня" со стандартнами образовательными программами и классы с " облегченными программами" для детей с ЗПР)

Введение в учебный план:

1) предметов эстетического цикла (хореография, сценическое искусство, музыка, изобразительной искусство - по 2 часа в неделю каждого предмета), преподаваемых специалистами школы искусств с целью выявления специальных способностей детей и их развития средствами искусства , знакомства с разнообразными видами искусства, приобщения к культурным ценностям человечества, развития навыков " слушания и понимания музыки" по специальным и авторским программам,

2) создание классов национальной культуры,

3)создание широкой сети клубной деятельности по интересам.

Организация специальной спортивно- оздоровительной и физкультурной деятельности:

1) медико- психологическая диагностика всех детей через лечебно-восстановительный центр школы в 5-6 лет и мониторинг здоровья в течение всего обучения 2) организация разноуровневых уроков физического воспитания для детей с различным уровнем физической подготовки и здоровья 3) введение курсов валеологии и ОБЖ 4) деятельность по программе Здоровья Лазарева(дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, знакомство с начальными навыками мануальной самотерапии и принципами народной медицины и др.).

Организацию деятельности во неурочное время по специальной программе воспитания
3. Программа социального становления младших школьников.
В УВК существуют возможность педагогического проектирования социального становления ребенка через создание программы развития, в русле которой координируются усилия педагогов, самого ребенка и родителей.

Такой вид проектирования сохраняет поступательный процесс развития личности, и непрерывность отношений взрослого сообщества к социальному созреванию ребенка (Д.И. Фельдштейн). Каждый этап возрастного развития ребенка учитывает и предусматривает перспективы его последующего развития, определяет тенденции перехода на новую социальную позицию.

Предлагаемая программа "Как стать личностью" построена на основе Программы воспитания Щурковой и апробирована в начальной школе ЭШК № 18 в течение 3 лет.

Программа рассчитана на 1-3 класс, и основана на поступательной теории социализации личности (Л.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн) согласно которой социализация и социальное становление человека проходит в пространстве времени и может быть разделены на несколько возрастных этапов (этапов социализации индивидуализации), каждому из которых характерны определенные задачи, цели и тип приоритетной деятельности.

В качестве характеристик социального и индивидуальною становления детей положены две основные характеристики "Я в обществе" и " Я и общество", как характеристики развертывания определенной позиции ребенка по отношению к предметному миру и к миру людей. При этом первая характеристика исходит из особенностей отношения ребенка к освоению предметно - практической деятельности, а вторая - к возникновению связей с другими людьми.

Программа дает возможность оптимально подобрать на каждом этапе социализации - идентификации ребенка формы, методы, содержание деятельности, провести коррекцию поведения и развития в целом, что в работе подтверждено многочисленными примерами. Для самих воспитанников программа социальною становления представляет из себя программу стадиального, поэтапною развития "Как стать личностью".На каждом возрастном этапе ребятам предлагается определить пути собственного развития, найти наиболее интересные формы и виды деятельности, установить связи и взаимоотношения с другими детьми и педагогами. Совместно с педагогами и родителями ребята анализируют свою деятельное и результаты развития.

Важным фактором социального становления детей является конкретная социально и лично значимая деятельность.

Программа позволяет каждому ребенку попробовать себя в различных видах деятельности, служит тому, чтобы развивать изобретательность, ответственность и умение принимать собственные решения. Современный выпускник школы должен научиться ставить цели, решать проблемы и делать выводы. Он должен научиться продвигаться устойчиво, с растущим чувством уверенности в сторону от зависимости от взаимоотношений раннего детства к независимым и взаимосвязанным отношениям, которые характеризуют успешную зрелость. Он должен научиться нести ответственность за свои решения, отвечать за свои действия и извлекать уроки из жизненного опыта. Социальное становление происходит 4 путями:

1. В самом себе:

· через осознание собственной уникальности и индивидуальности

· через развитие своих способностей.

2. В отношениях с другими людьми:

· через заботу о них

· через совместную деятельность

· через общение с ними.

3. В отношениях с окружающим миром

· через принимание мира,

· через его познание,

· через оценку его красоты

· через его созидательное преобразование.

4.Через собственное осмысление своего места в системе отношений мира.

Во внеурочной и внеклассной деятельности задачи социального становления также организационно решаются через ежегодное " проживание" детьми и взрослыми 4 тематических периодов общих для всех структурных подразделений школы. Важным фактором социального становления детей является организация социально-значимой деятельности (см. примеры дел в приложении)

Системный подход к организации социального становления детей определил критерии оценки его результата. В качестве критериев оценки эффективности результатов по социальному становлению детей нами предложены:

· ценностно-целевые как оценка уровня постановки, осознания, выполнения целей социального становления, которые ставит перед собой сам ребенок и родитель;

· когнитивные как оценка уровня освоения ребенком социальных знаний, умений, навыков, развития способностей и интеллекта;

· эмоционально - мотивационные как оценка уровня мотивации ребенка к познанию и социальному творчеству, социально - волевых устремлений, степени интереса ребенка к деятельности, устойчивости к влияниям антисоциальной среды,

· деятельностные как оценка уровня социально нравственной деятельности и поведения ребенка, освоения системы социальных ролей, степень результативности, продуктивности деятельности, включенности в различные виды деятельности , перспективности деятельности для дальнейшей жизни.(см. приложение)

Реальная жизнь ребенка не складывается механически из отдельных видов деятельности, а образует их системы, различные па отдельных возрастных ступенях. Психологи говорят о зависимости развития психики ребенка от ведущей деятельности, такой деятельности, которая на данном этапе встречается чаще всего, такой, которой ребенок уделяет больше всего времени. Этот принцип положен в основу определения содержания па каждом из цикла социального становления младших школьников.

Дошкольник и младший школьник.

В дошкольном младшем школьном(1 класс) возрасте ведущей является учебная деятельность, т.е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знаний, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. Кроме того этот период социального становления связан у детей с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением творческого отношения к действительности Происходит формирование внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к 9 годам развитие потребности ребенка в получении признания другими людей, требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельности.

Исходя из этого, для педагога при работе с детьми этого возраста встают следующие задачи:

Формирование потребности и интереса к познанию окружающего мира через видение красоты окружающего мира:

Формирование интереса к учебной деятельности

Формирование умений и навыков деятельности в коллективе сверстников, принятие добрых, общинных отношений сожительства и содеятельности в группе.

В связи с этим можно выделить 3 модуля деятельности:

Я и окружающий мир

Я и мои знания

Я- добрый волшебник

Младший школьник (2 -3 класс)

Основное по объему место в жизни учащихся 2 класса принадлежит учебной деятельности. Однако, по сравнению с 1 классом учебная деятельность существенном меняется, что связано не только с увеличением объема и значимости информации,и не только в связи с усложнением изучаемого учебного материала. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующее развитие теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям.

Качественно изменяется мотивация учения. В это время ребенок в учебной деятельности в значительной мере руководствуется мотивами социального порядка: желанием выполнить своп долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции "Я и общество", когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оценивание место. Ребенок испытывает потребность реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальному не просто на уровне понимания, но и преобразования.

Это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма. Ребенок стремиться вступить в широкий круг социальных отношений. Главные критерии оценки ребенка себя и других становится нравственно- психологические особенности личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с окружающими.

Задачами педагога на этом этапе развития личности становятся: · -формирование потребности к самоопределению своих интересов, способностей возможностей.

· -формирование потребности к созидательному труду в содружестве и сотворчестве с другими людьми;

· -организация специальной дельности по интересам детей

Глушкова Н.Н., учитель начальных классов,

МАОУ «Гимназия 37»,Авиастроительного р-на г. Казани

О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на шаг продвинулись в своем совершенстве.

Одним из составляющих компонентов основной образовательной программы начального общего образования является социальный опыт, следовательно, развитие и становление личности предусматривает социализацию личности младшего школьника.

« Социализация рассматривается и как процесс и как результат»

(Л.В Мардакаев. Словарь по социальной педагогике.)

Сущность социализации состоит в том, что в процессе нее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит .

Социальный компонент образовательной программы включает в себя:

Сохранение здоровья, безопасность,

Толерантность,

Навыки самоорганизации, самообладания,

Проявление творчества и инициативы в реализации поставленной задачи,

Общественно значимые действия,

Оценка собственных и других действий с точки зрения общепринятых в обществе норм поведения.

В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план. Это связано со множеством факторов:

меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка,

современной реформой образования,

увеличением социально-педагогических проблем детей.

В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа. Образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации и выступает для ребёнка «подлинной моделью общества,… приобретённые в семье задатки и навыки социальной жизни приобретают здесь новый социальный контекст,… ребёнку передаётся вся система социальных требований» .

Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей и подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микро группах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром - через природу и средства массовой информации. Рассматривая с этих позиций цель нашей деятельности, мы видим ее главные составляющие, адекватные основным социальным функциям, реализуемым человеком в жизни. Такими составляющими является сформированность у учащихся готовности:

К цивилизованным человеческим отношениям;

К отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

Социализация ребенка будет осуществляться более эффективно, если:

1. Обеспечить включенность детей в реальные социально-значимые отношения.

2. Регулировать отношения детей и взрослых на основе гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей.

3. Гармонировать права ребенка на основе взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.

Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы.

Главным действующим лицом в школе со "взрослой"" стороны остается учитель, и решать проблемы психолого-педагогических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе.

Личностные особенности педагога младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают положительное или отрицательное воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно.

Успешной работа классного руководителя может быть только в тандеме учеников, учителей, всех работников школьного учреждения и, конечно же, родителей.

При работе с детьми по социализации учитель начальной школы должен ставить перед собой такую цель;

Создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации

Каким образом мы решаем эту задачу?

Свою работу по социализации учителя начальной школы начинают с изучение семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений детей и родителей. В составлении социального паспорта класса включаем: типы семей, состав семьи, педагогический стиль.

В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.

Социально-педагогическая работа является системной деятельностью, направленной на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий:

Всесторонняя педагогическая диагностика,

Изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи,

Гуманность и открытость образовательного учреждения,

К базовым условиям успешности социализации ребёнка мы относим следующие:

состояние психического здоровья детей;

наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

При проведении анкетирования “Стили и методы воспитания в семье”, выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.

Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делается на психолого-педагогическое просвещение родителей.

Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план воспитательной работы, используя разнообразные формы и методы.

Работа по социальному развитию проходит в:

Учебной деятельности (интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения прочитанного и т.д.),

Во внеурочной деятельности (посещение кружков и секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность).

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка, формирование у учащихся первых классов умение ориентироваться в новой социальной среде.

Для создания условий более близкого знакомства детей и формирование знаний о школьных правилах были проведены во всех первых классах классные часы «Давайте познакомимся», запланировано проведения праздника « Посвящение в гимназисты», беседа «Правила общения с одноклассниками», проведены социоигры « От улыбки станет всем светлей».

Во 2-4 классах созданы органы самоуправления, проведены классные часы «Каков я?», «Мои поручения», «Я сам», «Мы все разные - и в этом наше богатство, мы все вместе - и в этом наша сила!».

Естественно, что учителя стремятся создать положительную психологическую атмосферу в классе, облегчить и разнообразить школьную жизнь учащихся. В педагогической копилке каждого учителя начальной школы, как правило, собрано много игровых и развивающих методик. Например, начиная с 1 класса, в течение всего учебного года ведется « Дневник полезных дел» и «Культурный дневник», которые отражают общественно активную жизнь каждого ученика класса.

Большое значение имеет в социализации имеет выбор (и по содержанию, и по формам организации) клубов, кружков, секций.

Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы,- задача классного руководителя -помогает развитию социальных качеств.

Одной из форм отражения и развития мировоззрения, интересов, ценностей, младших школьников, как известно, является рисунок. Он раскрывает духовно- нравственный мир ребенка, его чувства, способствует их более глубокому осмыслению. В этом году ребята начальной школы принимали участие в конкурсах рисунков,посвященному 130-летию со дня рождения С.Я. Маршака, поздравления ко дню Учителя,», систематически участвуют в конкурсе « В мастерской деда Мороза», в конкурсах поделок из природного материала, различных конкурсах по противопожарной тематике.

Развитие страны зависит от того насколько сильно привито чувство любви к своим родным, к своему народу, чувства ответственности перед будущим, поэтому в развитии социализации особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Учителями начальной школы были проведены:

Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто»

Экскурсия в школьный музей

Классный час «День Матери»

- «Праздник бабушек и дедушек»

Ученики на этих мероприятиях становятся другими: в них можно увидеть и гордость, и изумление от только что открытого. Они чувствуют себя хранителями времени, истории, традиций, а патриотизм начинается с уважения и хранения памяти о своих родных и близких

Таким образом, развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Библиографический список

    Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.

    Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников.//Психология и школа. – 2010. - №1. – С. 24 - 39

    Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя.//Вестник образования. – 1991. - №8. – С. 19-23.

    Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. Москва, 2009.

    Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей /под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2002.

Влияние на социализацию младших школьников учреждений образования

Социализацию детей младшего школьного возраста можно рассматривать как социально-психологическую адаптацию, которая проявляется на:

  • внутриличностном, или собственно психологическом уровне: личностное и эмоциональное благополучие, представляющие «адаптационный потенциал» личности;
  • поведенческом, или социальном уровне: автономность, уровень социальной активности, социализированности и воспитанности.

Как правило, дети младшего школьного возраста демонстрируют достаточно высокий уровень развития социальных качеств:

  • они целеустремлены и ответственны;
  • для них значимы оценка и похвала учителей и товарищей, большое значение имеют социальные достижения;
  • дружат со сверстниками;
  • они стараются помогать окружающим, делать добрые дела, защищать слабых и т. д.;
  • умеют сопереживать и прощать.

В современной школе вопросы социализации детей младшего школьного возраста являются первостепенными, что связано с

  • современной реформой образования,
  • изменяющейся социальной ситуацией формирования ребенка,
  • увеличением и усилением социально-педагогических проблем детей.

В соответствии с новыми подходами в образовании ее целью становится развитие личности.

Школа является вторым по значимости институтом социализации (после семьи) где ребенку передается вся система социальных требований.

Усвоение социального опыта формируется через привлечение детей в реальные отношения в микрогруппах, между собой и со взрослыми, со школой через средства массовой информации и природу.

Основными составляющими, соответствующими основным социальным функциям, являются:

  • готовность к цивилизованным человеческим отношениям;
  • готовность на безе общечеловеческих ценностей к отношениям в духовной сфере.

Основные условия и факторы социализации младшего школьника

К основным условиям эффективной социализации ребенка относятся:

  • эмоционально-комфортная атмосфера в классе;
  • психическое здоровье детей;
  • благоприятные условия для социализации ребенка, обеспечения его психологического комфорта в коллективе;
  • организация психолого-педагогического мониторинга показателей развития, здоровья и воспитания детей;
  • тесное взаимодействие учителей и родителей;
  • формирование партнерского сотрудничества, готовность работать в социально-ориентированном направлении.

Социализация ребенка начальной школы будет проходить более эффективно, если:

  1. Регулировать отношения взрослых и детей на основе гармонизации реальных и общечеловеческих ценностей.
  2. Обеспечить включенность детей в социально-значимые отношения.
  3. Соблюдать права ребенка на основе взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.

Для эффективной социализации нужно обучать школьников вырабатывать готовность к определенным действиям в новых жизненных обстоятельствах.

Главный агент социализации ребенка в начальной школе – учитель. Его культура, личностные качества, черты характера, педагогические способности и отношение к детям могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процессы социализации школьника.

Замечание 1

Социально-педагогическая работа – это системная деятельность, основная функция которой заключается в помощи ребенку в установлении нормальных отношений в школе, в семье, в обществе; в организации себя.

Эффективная реализация этой деятельности возможна при выполнении нескольких условий:

  • изучение и широкое привлечение окружающего ребенка социума;
  • педагогическая диагностика, направленная на всестороннее изучение личности ребенка;
  • наличие социальных педагогов;
  • открытость и гуманность образовательного учреждения.

Влияние семьи на социализацию младшего школьника

Одним из самых действенных факторов социализации, воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников является педагогическая культура родителей. Поэтому одним из важнейших направлений социализации младших школьников является повышение педагогической культуры родителей.

Семья выступает для ребенка одновременно и местом жизнедеятельности, и средой обитания. Успешность формирования личности предопределена семьей. Чем выше качество воспитания в семье, тем выше результаты, нравственного, физического, трудового воспитания личности.

Семья и ребенок являются зеркальными отражениями друг друга. Лучший способ воспитания правильных отношений – личный пример родителей, их забота и помощь, взаимное уважение.

Замечание 2

Формирование нравственных начал у ребенка происходит на основе его интенсивного умственного развития, показателем которого являются речь и действия. Развитие речи – значительный показатель повышения культуры ребенка, необходимое условие его умственного, эстетического и нравственного развития.