Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования (Принципы, подходы, технологии). Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования (Принципы, подходы, технологии) Белогуров Анатолий Юльевич Приблизительный поиск слова

Актуальность исследования. Современный уровень развития мировой цивилизации, характеризующийся обострением и актуализацией целого комплекса проблем выживания и дальнейшей эволюции человеческого общества и планеты в целом, требует установления единого культурно-образовательного пространства и разработки приоритетных направлений практической реализации основных тенденций в современном образовании. Так как определяющим фактором эволюции планеты и общества становятся действия людей, значительно возрастает роль не только профессиональной грамотности и компетентности специалиста любого уровня, но и его нравственно-этических качеств, сформированности и устойчивости чувства ответственности за социально-экологические аспекты своей деятельности. Показателен в связи с этим тот факт, что XXI век назван ЮНЕСКО "веком человеческого фактора".

В новой редакции Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подчеркивается, что "если в недавнем прошлом о высшей школе говорили прежде всего как о "кузнице кадров", всецело подчиняя ее развитие нуждам государственного планового хозяйства, то в изменившихся условиях на первый план вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляет себя в удовлетворении духовных интересов людей, потребностей конкретных человеческих сообществ. В свою очередь это обусловило существенные перемены в организации высшего образования" . И далее выражается надежда на то, что возможно будет преодолеть и известную однобокость в обра

зовании, технократические тенденции в подготовке специалистов естественно -научного и технического профилей, что "позволит обеспечить выпуск образованных специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды". Именно поэтому на пороге XXI века особую актуальность приобретают гуманизация и гуманитаризация общего и профессионального образования, направленные прежде всего на формирование личности специалиста, обладающего не только глубокими предметными знаниями, но и поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью.

Гуманизация общественной жизни, науки, труда потребовала от системы образования кардинального реформирования его структур, пересмотра содержания учебных планов, насыщения программ новыми презентативно - значимыми образовательными курсами, усиления человековедческого аспекта в преподавании технических и естественно-научных предметов. Нарастающая тенденция интеграции всего научного знания, проявляющаяся в переходе от предметоцент-ризма к усилению внутрипредметных связей в образовательных областях, потребовала качественно новых подходов к содержанию образования, переориентировки в преподавании и явилась отражением закономерности познания мира человеком, которое развивается вширь и вглубь. Интеграция научного знания, а также интенсификация процесса познания в своей совокупности способствовали смене научной ориентации, переосмыслению естественно-научной парадигмы, усилению "человековедческого" аспекта естественно-научных знаний, что обусловило гуманизацию и гуманитаризацию всей системы образования.

Под гуманитаризацией образования нами понимается такая система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволит сделать обучение составной частью формирования человеческой личности. Именно гуманитаризация призвана обеспечить в образовательном плане синтез технических, гуманитарных и естественно-научных дисциплин на основе многоуровневой интеграции всего комплекса изучаемых знаний. Считаем, что сущность гуманитаризации образования заключается именно в формировании стиля мышления и деятельности, ориентированных на освоение, развитие и использование любого знания в качестве средства гуманизации жизни.

Гуманитаризация не есть отказ от глубокой общенаучной подготовки будущих специалистов, а разумное и продуманное сочетание ее с гуманитарной подготовкой, которая предполагает отход от одномерной оценки ученика или студента как будущего узкого специалиста. Это особенно важно в новых социально-экономических условиях, когда узкоспециализированные знания ограничивают для человека поле его деятельности, ослабляют адаптационные качества личности в условиях многообразия информации. Система образования на современном этапе призвана, в первую очередь, обеспечить человека такими знаниями, умениями и навыками, которые в полной мере позволили бы проявить себя на более широком поле деятельности. В результате перед системой среднего и высшего образования как у нас в стране, так и за рубежом возникла острая необходимость поиска путей разрешения противоречия - разрыва между мерой готовности выпускников всех видов учебных заведений к продуктивно-творческому решению производственных задач на уровне мировых стандартов и уровнем достижений науки и техники. В связи с этим

исследование направлено на разрешение проблемы: каким хочет видеть человека современное общество и как в соответствии с этим построить систему образования, которая в полной мере способствовала бы воспитанию и развитию его личности с учетом глобальных тенденций: интеграции научного знания, интенсификации процесса познания, переосмысления естественно-научной парадигмы (Л.В.Тарасов) - и основных аспектов развития современного высшего и среднего образования.

Различные аспекты гуманизации и гуманитаризации образования стали предметом изучения основоположников и классиков педагогической науки (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, Д.Дьюи, П.Ф.Каптерев, А.Маслоу, М.Монтень, К. Роджерс, Ж.Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский); философов, культурологов, ученых -естественников (Н.А.Бердяев, Н.Бор, В.И.Вернадский,

В.П.Казначеев, И.Б.Кохен, Н.Н.Моисеев, П.Тейяр-де-Шарден, Г.В.Чефранов, А.Л.Чижевский, А.Эйнштейн); психологов и педагогов (Г.В.Акопов, Г.Н.Александров, Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, В.Г. Афанасьев, Е.В. Бондаревская, Т.В.Вахромеева, Т.М.Елканова, В.К.Зарецкий. В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов, В.С.Кагерманян, Н.В.Карлов, В.Г.Кинелев, Н.Б.Ковалева,

И.Б.Котова, А.В.Непомнящий, А.И.Половинкин, Е.Н.Шиянов) ; дидактов и методистов (Н.А.Алексеев, Л.Г.Бурлаков, З.Е.Гельман, В.И.Данильчук, Л.В.Тарасов, С.А.Тихомирова). Сущностные черты педагогического творчества в условиях гуманизации всех звеньев образования рассматривались в работах В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, З.К.Каргиевой, А.А.Мелик-Пашаева, Н.Д.Никандрова и других.

Таким образом, анализ научной, философской, методической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что гуманитаризация является одной из основных тенденций развития современного высшего и среднего образования. Однако ее основные концептуальные положения, теоретические и прикладные аспекты разработаны недостаточно. Нет четкой научно обоснованной программы гуманитаризации естественно-научного образования, почти не исследована проблема гуманитаризации средствами общетеоретических и специальных дисциплин, недостаточно соответствующего учебно - методического обеспечения.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней, профессиональной и высшей школе.

Предмет исследования: гуманитаризация естественно-научного образования в общей структуре учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза исследования: использование гуманитарного потенциала изучаемой науки является наиболее эффективным и эргономичным направлением гуманитаризации естественно-научного образования, приводит к углублению и систематизации научных знаний, способствует формированию предметных и надпредметных умений и навыков.

Цель исследования: раскрыть теоретические основы гуманитаризации образования, обосновать и разработать технологию гуманитаризации процесса преподавания естественно-научных дисциплин.

База исследования: средние общеобразовательные школы профессиональные и высшие учебные заведения Республики Северная Осетия - Алания: Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова, Горский государственный аграрный университет,

Северо-Кавказский технологический университет, Институт практической психологии и социологии МО РСО - Алания, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, Владикавказское высшее профессиональное училище №4, средние общеобразовательные школы № 3, 5, 18 г.Владикавказа, Балтийская школа (с.Балта РСО-Алания). Задачи исследования:

Анализ современного состояния проблемы на основе обзора философской, культурологической, научной, психолого-педагогической литературы;

Выявление возможностей естественно-научных дисциплин в плане гуманитаризации;

Разработка некоторых теоретических (концептуальное моделирование, формулирование принципов) и прикладных аспектов гуманитаризации, учебно - методических пособий и средств;

Оценка эффективности предложенных методик. Методологическую базу исследования составили:

Основные положения философской аксиологии и диалектико-материалистической философии;

Психолого-педагогические аспекты личностно-деятельностного подхода в обучении (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теории личностно-ориентированного обучения (М.Н.Берулава, В.В.Сериков, И.СЯкиманская);

Идеи синергетики и кибернетики (Б.Г.Ананьев, А.А.Колесников, Н.Д.Никандров, Н.Ф.Талызина);

Концепции взаимодействия видов познавательной деятельности при ведущей роли продуктивной (Г.Н.Александров);

Положения проблемного обучения (ИЛ.Лернер,

А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов).

В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы:

1. Обсервационные и диагностические: наблюдение прямое, косвенное (целенаправленность, объективность, предметность); анкетирование (содержательная формулировка вопросов), интервьюирование.

2. Экспериментальные и праксиметрические: тестирование, эксперимент (констатирующий и формирующий), анализ результатов и продуктов деятельности.

3. Математические методы обработки экспериментальных данных определялись в каждом конкретном случае задачами исследования и основывались на нахождении критериев непараметрической статистики, а также графическом представлении результатов.

Научная новизна и значимость исследования определена практической направленностью, концептуальностью, полученными эмпирическими результатами, перспективностью диссертационного исследования, теоретической и практической ориентированностью. 1. Теоретическая значимость:

Проанализированы историко - ретроспективные аспекты гуманитаризации образования: вьщелены причины ее возникновения, развитие и современное состояние;

Разработана концептуально-теоретическая модель общегуманитарного базиса образования и определены компоненты - направления его практической реализации;

На основе представленной концепции разработана технология гуманитаризации - средствами выявления и использования гуманитарного потенциала самой изучаемой науки;

Предложена система учебно-методических дидактических средств, способствующих всесторонней и многоуровневой гуманитаризации образования.

2. Практическая значимость исследования состоит в его дидактико-методической направленности на разработку и внедрение в образовательную практику новых технологий гуманитаризации естественно-научного образования средствами самих общетеоретических и специальных дисциплин:

Теоретические положения доведены до практического приложения и могут быть внедрены в систему школьного и вузовского преподавания естественно-научных дисциплин;

Предложены новые подходы и принципы организации обучения предметам естественно-научного характера с целью осуществления всесторонней и многоуровневой гуманитаризации естественнонаучного образования без привлечения дополнительных курсов челове-коведческой и обществоведческой направленности;

Разработаны и рекомендованы к практическому применению некоторые учебно-методические дидактические пособия, направленные на реализацию основополагающих принципов гуманитаризации образования в системе среднего образования, а также подготовку специалиста-естественника.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманитаризация является одной из основных тенденций развития современного высшего, среднего и профессионального образования.

3. Технологии гуманитаризации естественно-научного образования основываются на концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования, в котором конкретно-содержательно утвердились следующие основные компоненты: этико-гуманистический, историко-корреляционный, философско-методологический, интегративно-культурный, гуманитарно-гностический,эколого-деятельностный, социально-презентативный, эстетико-эмоциональный, креативно-развивающий.

4. Наиболее эргономичным и эффективным направлением гуманитаризации является всестороннее использование гуманитарного потенциала самой изучаемой науки. Реализуют это направление комментированные межпредметные синхро-корреляционные таблицы развития мировой культуры и цивилизации, а также дидактическое обеспечение к ним.

5. Наиболее целесообразно при исследовании прикладных аспектов гуманитаризации естественно-научного образования в структуре учебно-воспитательного процесса использовать аппарат непараметрической статистики.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблемы, методо логической базы исследования; широким применением разнообразных эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, применимостью полученных результатов в образовательной практике и установленной эффективностью их внедрения. Апробация и внедрение результатов исследования. 1. Результаты диссертационной работы были апробированы в процессе руководства школьным факультативным курсом "Естествознание", преподавания базовых курсов физики и астрономии, пропедевтического курса "Четыре грани мира" в рамках Международного педагогического эксперимента по интегративно-гуманитарной модели построения школы "Экология и диалектика" в СОШ №3 г.Владикавказа, при проведении открытых уроков для учителей республики.

2. Организован и проведен педагогический эксперимент по гуманитаризации естественно-научного образования на базе средних общеобразовательных школ РСО -Алания, Северо-Осетинского госуниверситета, Горского государственного аграрного университета, Северо-Кавказского технологического университета, Института практической психологии и социологии МО РСО - Алания.

3.Результаты исследования были обсуждены и положительно оценены на научно-методологических семинарах аспирантов и соискателей, профессорско - преподавательского состава кафедр педагогики, педагогики высшей школы, философии, общей физики, культурологии, излагались в научных докладах соискателя на 35 университетских, межвузовских, региональных, всероссийских и международных семинарах, конференциях, конгрессах, симпозиумах: Москва (1995, 1997), Санкт-Петербург - Черкесск (1995), Пятигорск (1996, 1997), Тюмень (1995), Краснодар - Новороссийск (1996), Воронеж

(1996), Нальчик (1996), Карачаевск (1997), Екатеринбург (1993, 1994, 1995), Владикавказ (1990 - 1997), Омск (1995), Мозырь (1997), а также на ежегодных методических объединениях учителей естественнонаучных дисциплин, в ходе обмена опытом на научно-методических семинарах при РИПКРО.

Исследование "Теоретико - практические аспекты гуманитаризации физического образования" отмечено Первой премией конкурса лучшей научной работы студентов СОГУ (1993-1994 уч.год), а также Дипломом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию "За лучшую научную студенческую работу России" по итогам Открытого конкурса 1994 года на лучшую научную студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации.

Публикации. По результатам исследования было опубликовано более 30 научных печатных работ на русском и английском языках общим объемом около 25 п.л., в том числе учебное пособие "Математические методы в психологии и педагогике" (совм. с проф.Александровым Г.Н.) на основе авторской учебной программы, удостоенной Премии Института Открытое Общество (Фонд Сороса) в 1997 году.

Исследование проводилось в соответствии с научно-исследовательской программой "Разработка принципов и методов гуманитаризации образования", включенной во Всероссийскую целевую комплексную программу "Система воспитания в высшей школе".

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белогуров Анатолий Юльевич. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования (Принципы, подходы, технологии) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Владикавказ, 1997 140 c. РГБ ОД, 61:98-13/326-4

Введение

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИКО -РЕТРОСПЕКТИВНОМ АСПЕКТЕ 16-32

1.1. Философско - педагогические аспекты возникновения проблемы гуманитаризации образования 16 - 20

1.2. Гуманитаризация как калакогатийская, пансофийская проблема и всестороннего гармоничного развития личности 20 - 25

1.3. Гуманитаризация как культурологическая проблема 25 - 28

1.4. Проблема гуманитаризации образования на рубеже веков 28 - 31

Выводык I главе 32

ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 33- 89

2.1. Психолого - педагогические аспекты гуманитаризации естественно-научного образования 33 - 42

2.2. Философско-методологические аспекты гуманитаризации образования 42 - 45

2.3. Теоретико-практическая модель общегуманитарного базиса современного образования 45

2.4. Гуманитаризация как одно из направлений этнизации образования 49 - 55

2.5. Общие задачи методического обеспечения гуманитаризации образования 55 - 62

2.6. Синхро-корреляционные таблицы как компонент методического обеспечения гуманитаризации естественно-научного образования средствами самого учебного

предмета 62 - 69

2.7. Конкретно-методические аспекты применения синхро-корреляционных таблиц в учебном процессе 69 - 86

Выводы ко II главе 86 - 87

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 88 -102

3.1. Цель и организация педагогического эксперимента 88 - 91

3.2. Критерии знаков и Вилкоксона в системе обработки экспериментальных данных 91 - 96

3.3. Критерий Макнимары и этапы его нахождения в системе диссертационного исследования

Выводык III главе 102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103-104

БИБЛИОГРАФИЯ 105-124

ПРИЛОЖЕНИЯ 125-140

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный уровень развития мировой цивилизации, характеризующийся обострением и актуализацией целого комплекса проблем выживания и дальнейшей эволюции человеческого общества и планеты в целом, требует установления единого культурно-образовательного пространства и разработки приоритетных направлений практической реализации основных тенденций в современном образовании. Так как определяющим фактором эволюции планеты и общества становятся действия людей, значительно возрастает роль не только профессиональной грамотности и компетентности специалиста любого уровня, но и его нравственно-этических качеств, сформированности и устойчивости чувства ответственности за социально-экологические аспекты своей деятельности. Показателен в связи с этим тот факт, что XXI век назван ЮНЕСКО "веком человеческого фактора".

В новой редакции Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подчеркивается, что "если в недавнем прошлом о высшей школе говорили прежде всего как о "кузнице кадров", всецело подчиняя ее развитие нуждам государственного планового хозяйства, то в изменившихся условиях на первый план вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляет себя в удовлетворении духовных интересов людей, потребностей конкретных человеческих сообществ. В свою очередь это обусловило существенные перемены в организации высшего образования" . И далее выражается надежда на то, что возможно будет преодолеть и известную однобокость в обра

зовании, технократические тенденции в подготовке специалистов естественно -научного и технического профилей, что "позволит обеспечить выпуск образованных специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды". Именно поэтому на пороге XXI века особую актуальность приобретают гуманизация и гуманитаризация общего и профессионального образования, направленные прежде всего на формирование личности специалиста, обладающего не только глубокими предметными знаниями, но и поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью.

Гуманизация общественной жизни, науки, труда потребовала от системы образования кардинального реформирования его структур, пересмотра содержания учебных планов, насыщения программ новыми презентативно - значимыми образовательными курсами, усиления человековедческого аспекта в преподавании технических и естественно-научных предметов. Нарастающая тенденция интеграции всего научного знания, проявляющаяся в переходе от предметоцент-ризма к усилению внутрипредметных связей в образовательных областях, потребовала качественно новых подходов к содержанию образования, переориентировки в преподавании и явилась отражением закономерности познания мира человеком, которое развивается вширь и вглубь. Интеграция научного знания, а также интенсификация процесса познания в своей совокупности способствовали смене научной ориентации, переосмыслению естественно-научной парадигмы, усилению "человековедческого" аспекта естественно-научных знаний, что обусловило гуманизацию и гуманитаризацию всей системы образования.

Под гуманитаризацией образования нами понимается такая система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволит сделать обучение составной частью формирования человеческой личности. Именно гуманитаризация призвана обеспечить в образовательном плане синтез технических, гуманитарных и естественно-научных дисциплин на основе многоуровневой интеграции всего комплекса изучаемых знаний. Считаем, что сущность гуманитаризации образования заключается именно в формировании стиля мышления и деятельности, ориентированных на освоение, развитие и использование любого знания в качестве средства гуманизации жизни.

Гуманитаризация не есть отказ от глубокой общенаучной подготовки будущих специалистов, а разумное и продуманное сочетание ее с гуманитарной подготовкой, которая предполагает отход от одномерной оценки ученика или студента как будущего узкого специалиста. Это особенно важно в новых социально-экономических условиях, когда узкоспециализированные знания ограничивают для человека поле его деятельности, ослабляют адаптационные качества личности в условиях многообразия информации. Система образования на современном этапе призвана, в первую очередь, обеспечить человека такими знаниями, умениями и навыками, которые в полной мере позволили бы проявить себя на более широком поле деятельности. В результате перед системой среднего и высшего образования как у нас в стране, так и за рубежом возникла острая необходимость поиска путей разрешения противоречия - разрыва между мерой готовности выпускников всех видов учебных заведений к продуктивно-творческому решению производственных задач на уровне мировых стандартов и уровнем достижений науки и техники. В связи с этим

исследование направлено на разрешение проблемы: каким хочет видеть человека современное общество и как в соответствии с этим построить систему образования, которая в полной мере способствовала бы воспитанию и развитию его личности с учетом глобальных тенденций: интеграции научного знания, интенсификации процесса познания, переосмысления естественно-научной парадигмы (Л.В.Тарасов) - и основных аспектов развития современного высшего и среднего образования.

Различные аспекты гуманизации и гуманитаризации образования стали предметом изучения основоположников и классиков педагогической науки (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, Д.Дьюи, П.Ф.Каптерев, А.Маслоу, М.Монтень, К. Роджерс, Ж.Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский); философов, культурологов, ученых -естественников (Н.А.Бердяев, Н.Бор, В.И.Вернадский,

В.П.Казначеев, И.Б.Кохен, Н.Н.Моисеев, П.Тейяр-де-Шарден, Г.В.Чефранов, А.Л.Чижевский, А.Эйнштейн); психологов и педагогов (Г.В.Акопов, Г.Н.Александров, Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, В.Г. Афанасьев, Е.В. Бондаревская, Т.В.Вахромеева, Т.М.Елканова, В.К.Зарецкий. В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов, В.С.Кагерманян, Н.В.Карлов, В.Г.Кинелев, Н.Б.Ковалева,

И.Б.Котова, А.В.Непомнящий, А.И.Половинкин, Е.Н.Шиянов) ; дидактов и методистов (Н.А.Алексеев, Л.Г.Бурлаков, З.Е.Гельман, В.И.Данильчук, Л.В.Тарасов, С.А.Тихомирова). Сущностные черты педагогического творчества в условиях гуманизации всех звеньев образования рассматривались в работах В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, З.К.Каргиевой, А.А.Мелик-Пашаева, Н.Д.Никандрова и других.

Таким образом, анализ научной, философской, методической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что гуманитаризация является одной из основных тенденций развития современного высшего и среднего образования. Однако ее основные концептуальные положения, теоретические и прикладные аспекты разработаны недостаточно. Нет четкой научно обоснованной программы гуманитаризации естественно-научного образования, почти не исследована проблема гуманитаризации средствами общетеоретических и специальных дисциплин, недостаточно соответствующего учебно - методического обеспечения.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней, профессиональной и высшей школе.

Предмет исследования: гуманитаризация естественно-научного образования в общей структуре учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза исследования: использование гуманитарного потенциала изучаемой науки является наиболее эффективным и эргономичным направлением гуманитаризации естественно-научного образования, приводит к углублению и систематизации научных знаний, способствует формированию предметных и надпредметных умений и навыков.

Цель исследования: раскрыть теоретические основы гуманитаризации образования, обосновать и разработать технологию гуманитаризации процесса преподавания естественно-научных дисциплин.

База исследования: средние общеобразовательные школы профессиональные и высшие учебные заведения Республики Северная Осетия - Алания: Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова, Горский государственный аграрный университет,

Северо-Кавказский технологический университет, Институт практической психологии и социологии МО РСО - Алания, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, Владикавказское высшее профессиональное училище №4, средние общеобразовательные школы № 3, 5, 18 г.Владикавказа, Балтийская школа (с.Балта РСО-Алания). Задачи исследования:

Анализ современного состояния проблемы на основе обзора философской, культурологической, научной, психолого-педагогической литературы;

Выявление возможностей естественно-научных дисциплин в плане гуманитаризации;

Разработка некоторых теоретических (концептуальное моделирование, формулирование принципов) и прикладных аспектов гуманитаризации, учебно - методических пособий и средств;

Оценка эффективности предложенных методик. Методологическую базу исследования составили:

Основные положения философской аксиологии и диалектико-материалистической философии;

Психолого-педагогические аспекты личностно-деятельностного подхода в обучении (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теории личностно-ориентированного обучения (М.Н.Берулава, В.В.Сериков, И.СЯкиманская);

Идеи синергетики и кибернетики (Б.Г.Ананьев, А.А.Колесников, Н.Д.Никандров, Н.Ф.Талызина);

Концепции взаимодействия видов познавательной деятельности при ведущей роли продуктивной (Г.Н.Александров);

Положения проблемного обучения (ИЛ.Лернер,

А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов).

В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы:

1. Обсервационные и диагностические: наблюдение прямое, косвенное (целенаправленность, объективность, предметность); анкетирование (содержательная формулировка вопросов), интервьюирование.

2. Экспериментальные и праксиметрические: тестирование, эксперимент (констатирующий и формирующий), анализ результатов и продуктов деятельности.

3. Математические методы обработки экспериментальных данных определялись в каждом конкретном случае задачами исследования и основывались на нахождении критериев непараметрической статистики, а также графическом представлении результатов.

Научная новизна и значимость исследования определена практической направленностью, концептуальностью, полученными эмпирическими результатами, перспективностью диссертационного исследования, теоретической и практической ориентированностью. 1. Теоретическая значимость:

Проанализированы историко - ретроспективные аспекты гуманитаризации образования: вьщелены причины ее возникновения, развитие и современное состояние;

Разработана концептуально-теоретическая модель общегуманитарного базиса образования и определены компоненты - направления его практической реализации;

На основе представленной концепции разработана технология гуманитаризации - средствами выявления и использования гуманитарного потенциала самой изучаемой науки;

Предложена система учебно-методических дидактических средств, способствующих всесторонней и многоуровневой гуманитаризации образования.

2. Практическая значимость исследования состоит в его дидактико-методической направленности на разработку и внедрение в образовательную практику новых технологий гуманитаризации естественно-научного образования средствами самих общетеоретических и специальных дисциплин:

Теоретические положения доведены до практического приложения и могут быть внедрены в систему школьного и вузовского преподавания естественно-научных дисциплин;

Предложены новые подходы и принципы организации обучения предметам естественно-научного характера с целью осуществления всесторонней и многоуровневой гуманитаризации естественнонаучного образования без привлечения дополнительных курсов челове-коведческой и обществоведческой направленности;

Разработаны и рекомендованы к практическому применению некоторые учебно-методические дидактические пособия, направленные на реализацию основополагающих принципов гуманитаризации образования в системе среднего образования, а также подготовку специалиста-естественника.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманитаризация является одной из основных тенденций развития современного высшего, среднего и профессионального образования.

3. Технологии гуманитаризации естественно-научного образования основываются на концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования, в котором конкретно-содержательно утвердились следующие основные компоненты: этико-гуманистический, историко-корреляционный, философско-методологический, интегративно-культурный, гуманитарно-гностический,эколого-деятельностный, социально-презентативный, эстетико-эмоциональный, креативно-развивающий.

4. Наиболее эргономичным и эффективным направлением гуманитаризации является всестороннее использование гуманитарного потенциала самой изучаемой науки. Реализуют это направление комментированные межпредметные синхро-корреляционные таблицы развития мировой культуры и цивилизации, а также дидактическое обеспечение к ним.

5. Наиболее целесообразно при исследовании прикладных аспектов гуманитаризации естественно-научного образования в структуре учебно-воспитательного процесса использовать аппарат непараметрической статистики.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблемы, методо логической базы исследования; широким применением разнообразных эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, применимостью полученных результатов в образовательной практике и установленной эффективностью их внедрения. Апробация и внедрение результатов исследования. 1. Результаты диссертационной работы были апробированы в процессе руководства школьным факультативным курсом "Естествознание", преподавания базовых курсов физики и астрономии, пропедевтического курса "Четыре грани мира" в рамках Международного педагогического эксперимента по интегративно-гуманитарной модели построения школы "Экология и диалектика" в СОШ №3 г.Владикавказа, при проведении открытых уроков для учителей республики.

2. Организован и проведен педагогический эксперимент по гуманитаризации естественно-научного образования на базе средних общеобразовательных школ РСО -Алания, Северо-Осетинского госуниверситета, Горского государственного аграрного университета, Северо-Кавказского технологического университета, Института практической психологии и социологии МО РСО - Алания.

3.Результаты исследования были обсуждены и положительно оценены на научно-методологических семинарах аспирантов и соискателей, профессорско - преподавательского состава кафедр педагогики, педагогики высшей школы, философии, общей физики, культурологии, излагались в научных докладах соискателя на 35 университетских, межвузовских, региональных, всероссийских и международных семинарах, конференциях, конгрессах, симпозиумах: Москва (1995, 1997), Санкт-Петербург - Черкесск (1995), Пятигорск (1996, 1997), Тюмень (1995), Краснодар - Новороссийск (1996), Воронеж

(1996), Нальчик (1996), Карачаевск (1997), Екатеринбург (1993, 1994, 1995), Владикавказ (1990 - 1997), Омск (1995), Мозырь (1997), а также на ежегодных методических объединениях учителей естественнонаучных дисциплин, в ходе обмена опытом на научно-методических семинарах при РИПКРО.

Исследование "Теоретико - практические аспекты гуманитаризации физического образования" отмечено Первой премией конкурса лучшей научной работы студентов СОГУ (1993-1994 уч.год), а также Дипломом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию "За лучшую научную студенческую работу России" по итогам Открытого конкурса 1994 года на лучшую научную студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации.

Публикации. По результатам исследования было опубликовано более 30 научных печатных работ на русском и английском языках общим объемом около 25 п.л., в том числе учебное пособие "Математические методы в психологии и педагогике" (совм. с проф.Александровым Г.Н.) на основе авторской учебной программы, удостоенной Премии Института Открытое Общество (Фонд Сороса) в 1997 году.

Исследование проводилось в соответствии с научно-исследовательской программой "Разработка принципов и методов гуманитаризации образования", включенной во Всероссийскую целевую комплексную программу "Система воспитания в высшей школе".

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

Философско - педагогические аспекты возникновения проблемы гуманитаризации образования

Проблема гуманизации и гуманитаризации различных сторон человеческого общества не нова. Корни ее уходят в глубокое прошлое - в античность. Но как научная проблема она начала формироваться в период Средневековья, когда спонтанно возникшее техническое знание стало "отпочковываться" (В.П. Зинченко, Е.Б.Моргунов) от всей социально - культурной парадигмы общест ва. В диалектическом противоречии культуры общей и культуры технической вырабатывалась философия нового времени, согласно которой техника понималась как первостепенная, а, иногда, един ственно возможная преобразующая составляющая общественной жизни. Различные идеи и представления относительно практи ческой человеческой деятельности находили свое отражение в сак ральной, философской, искусствоведческой, художественной литературе. Гуманитарные науки стремились к постижению сущ ности, смысла и философии техники, а представители технических наук не делали попытки выйти за рамки своей сферы, связать ее с человеческим фактором. Напротив, Ф.Бэкон (1561-1626) в иерархии ценностей отводит первостепенную роль "технике" (техницизму), отодвигая на второй план философию, политику, поэзию, религию. Однако и сам подход Ф.Бэкона был изначально предпринят в большей степени в философских и риторических терминах, что говорит о гуманитарных основах позиции Ф.Бэкона. Обоснование и защита гуманитарных начал в технике стала основной в развитии философии " гуманитарной " (Х.Ортега-и-Гассет, Ж.-Ж.Руссо, Л.Мэмфорд, М.Хайдеггер, Ж. Эллюль и другие) , в отличие от "инженерной" . В работе "Человек и машина" Н.А.Бердяев указывал на то, что "иногда представляется, что мы живем в эпоху окончательного преобладания техники над мудростью в древнем, благородном смысле слова. Технизация духа, технизация разума... Эсхатология техники ждет окончательного овладения миром и землей, окончательного господства над ними при помощи технических орудий". И далее философ указывает на то, что "...когда человеку дается сила, которой он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества и культуры, тогда все делается зависящим от духовного и нравственного состояния человека, от того, во имя чего он будет употреблять эту силу, какого он духа... От этого зависит судьба человечества" .

В философской литературе современная цивилизация трактуется как индустриальная цивилизация техногенного типа. Итак, с одной стороны - цивилизация, прогресс, материальные ценности, а с другой - духовная культура, общечеловеческие ценности, нравственно - этические ориентиры. XX век наиболее остро продемонстрировал данный антагонизм, противостояние между двумя "типами культур" (Ч.Сноу). Можем ли мы забыть о той трагической цене, которая заплачена за техноизолированное мышление проектировщиков атомных электростанций, химических заводов и т.д. Сегодня более восьмидесяти миллионов человек живут в областях России, где концентрация вредных веществ, выброшенных в атмосферу, превосходит допустимые нормы в сотни раз. Это результат антигуманного мышления и односторонних технократических подходов.

Психолого - педагогические аспекты гуманитаризации естественно-научного образования

Основная цель в понимании естественных наук заключается в том, чтобы показать единство всего естествознания. Современное естествознание опирается на большое число фундаментальных законов, обобщающих огромное множество опытных фактов. Но сегодня важно не столько описательное ознакомление с общим кругом различных научных явлений, сколько усвоение иерархии естественно-научных законов и понятий, позволяющее эффективно использовать их в конкретных исторических ситуациях. Наиболее эффективно эта цель достигается методами гуманитаризации естественно-научного образования.

Тарасов Л.В. рассмотрел содержание и возможности реализации гуманитарного подхода к преподаванию естественных наук и выдвинул шесть основных положений .

1. Интеграция в обучении - необходимое условие гуманитаризации, поэтому интеграция и гуманитаризация должны рассматриваться в едином комплексе. Гуманитаризация соответствует более глубокому уровню интеграции.

2. Гуманитаризация в обучении предполагает такое построение содержания и методов обучения, чтобы были реализованы следующие пять интегративно-гуманитарных принципов: личностного восприятия, сопричастности, глобального восприятия, ориентации на консенсус, личной ответственности.

3. Следование интегративно-гуманитарным принципам создает благоприятные условия для использования проблемного метода обучения и, более того, инициирует применение указанного метода в практике преподавания.

4. Существует два основных уровня интеграции в обучении: "вторжения в чужую область" и уровень использования общих методологических принципов. Характер реализации пяти основных интегративно-гуманитарных принципов зависит от выбора уровня интеграции.

5. Для эффективной реализации идей интеграции и гуманитаризации в процессе обучения предметам естественного цикла необходим переход от общей картины к анализу деталей и затем от анализа деталей к общей картине.

6. Гуманитаризация в обучении предполагает использование, наряду с интегративно-гуманитарными принципами, также общих гуманитарных принципов - принципа сочетания универсального подхода к обучению с дифференцированным подходом к обучаемым и принцип сочетания рационального и эмоционального в обучении.

В этом нам видится тот переход от когнитивной к аффектно-эмоционально-волевой (личностной) философии образования, где центр тяжести переносится с интеллектуального на эмоциональное и социальное развитие ребенка, на важность которого для современного образования указывает Е.А.Ямбург .

Бурлаков Л.Г. под гуманитаризацией понимает не только увеличение доли предметов гуманитарного цикла в учебном процессе, но и усиление влияния человеческого фактора, ослабление психологического нажима на учеников, реализацию единства интеллектуального и эмоционального, использование принципов историзма, организацию психолингвистического анализа эмоционально-логической речи учащихся и учителя.

В.И. Данильчук видит цель гуманитаризации естественно-научного образования в формировании у учащихся особой системы личностных и когнитивно-процессуальных свойств, обозначаемых понятием личностно-гуманитарной ориентировки, суть которой состоит в обеспечении целостного представления учащихся о месте естественно-научного познания в культурно-историческом прогрессе человечества и выработке у них смысловой позиции в отношении ценности научного знания для самореализации человека в современном мире. Именно содержание естественно-научного образования должно быть в полной мере нацелено на методологическую рефлексию естественнонаучного знания, объемное восприятие историко-культурологических аспектов развития науки, анализ креативных и нравственно-этических особенностей в генезисе научного знания.

Цель и организация педагогического эксперимента

В главе II разработана концепция общегуманитарного базиса современного образования, определены основные компоненты -направления его практической реализации, а также методическое обеспечение гуманитаризации естественно-научного образования средствами самих общетеоретических дисциплин. Целью эмпирической части исследования является определение эффективности предлагаемого подхода на основе организации и осуществления педагогического эксперимента.

Опытно - экспериментальная работа была организована нами и проведена на базе Северо - Осетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова: физико - технического, химико - технологического, биолого - почвенного, географического факультетов и факультета повышения квалификации, Горского государственного аграрного университета, Северо -Кавказского технологического университета, Института практической психологии и социологии МО РСО - Алания, Республиканского института повышения квалификации работников образования, Владикавказское высшее профессиональное училище №4, средних общеобразовательных школ № 3, 5, 18 г.Владикавказа, Балтийской школы (с.Балта РСО-Алания) в течение 1995 -1997 уч. года.

Для применения критерия знаков (приложение ]2) и критерия Вилкоксона (приложением) предлагалось выполнить задания критериально-ориентированного теста до и после работы с нашими учебно-методическими пособиями, включавшими как качественные, так и количественные задачи.

В соответствии с основными положениями предлагаемого интегративно - гуманитарного подхода при обучении естественным наукам нами выделены три значимых уровня достижений обучаемых, которые оценивались правильностью выполнения заданий критериально-ориентированных тестов.

I уровень. Предполагает наличие фрагментарных знаний фактического материала, алгоритмов, способов и методов применения предметных знаний при решении поставленных учебных задач, узнавание и описание отдельных фактов, явлений, процессов во фрагментах художественных произведений, искусства, умение самостоятельно устанавливать межпредметные связи внутри естественно-научных циклов дисциплин. II уровень. Характеризуется системными знаниями, сформированными умениями и навыками находить взаимосвязь между различными областями человеческого знания, использовать полученные знания в типовых ситуациях, выявлять гуманитарные аспекты естественных наук в организации и осуществлении учебно-позна-вательной деятельности, умением переносить научные знания в гуманитарную сферу общественной жизни на уровне межпредметной синхронизации. III уровень. Предполагает знание абстрактных понятий, принципов обобщения, перенесение логики научного познания на творческо-поисковую деятельность, свободное владение фактическим материалом изучаемого предмета, умение переносить научные знания в гуманитарную сферу общественной жизни на уровне межпредметной корреляции.

Каждый уровень оценивается нами соответственно так: "удовлетворительно" (I уровень), "хорошо" (II уровень), "отлично" (III уровень). Проверку работ осуществляли независимые квалифицированные эксперты.

Валидность и достоверность нашего исследования вытекают из соблюдения требований применения критерия знаков: 1.) выборки случайные; 2.) выборки зависимые; 3) пары (xi,yi) взаимно независимы; 4.) изучаемое свойство объектов распределено непрерывно в обеих совокупностях, из которых сделаны выборки; 5.) шкала измерений - порядковая (пятибалльная шкала).

В формальном статистическом виде задача выглядит так: нулевая гипотеза (Но) - в генеральной совокупности доля учащихся из экспериментальной группы, получающих более высокие отметки по сравнению с подобранными для них контрольными напарниками равна доле учащихся из экспериментальной группы, которые получают оценки ниже, чем их контрольные напарники (Ho:P=Q=l/2); альтернативная гипотеза (Hi) -указывает на то, что данное соотношение не соблюдается и высокие оценки учеников из экспериментальной группы подтверждают значимость нашего подхода к организации их учебно - познавательной деятельности, эффективность работы с предлагаемыми синхро-корреляционными таблицами в процессе обучения.

10 декабря 2012 г. состоялось заседание Рабочей группы по экспертизе материалов, представленных на присвоение статуса экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» под председательством Александра Григорьевича Асмолова , директора ФГАУ «ФИРО», академика РАО, доктора психологических наук, профессора.

С презентациями проектов выступили представители образовательных учреждений и научные сотрудники Федерального института развития образования:

1. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Технологический колледж № 14, г. Москва .

Тема : «Вариативность образовательной среды и сетевых технологий как ресурс инновационного потенциала в системе СПО».

Научный руководитель

Проект представил : Мироненко Юрий Дмитриевич, директор колледжа, кандидат педагогических наук, Максимова Елена Вячеславовна, заместитель директора, кандидат педагогических наук.

2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной университет», г. Москва.

Тема : «Разработка и апробация инновационной модели регионального исследовательско-образовательного кластера».

Научный руководитель : Асмолов Александр Григорьевич, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор ФГАУ «ФИРО».

Проект представил : Рабинович Павел Давидович, проректор университета, кандидат технических наук.

3. Кировское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Институт развития образования Кировской области», г. Киров.

Тема: «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Научный руководитель : Асмолов Александр Григорьевич, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор ФГАУ «ФИРО».

Проект представил : Асмолов Александр Григорьевич, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор ФГАУ «ФИРО».

4. Негосударственное образовательное учреждение «Образовательный Центр «ДИВО», Нижегородская область, г. Нижний Новгород .

Тема : «Апробация и внедрение педагогической технологии воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» (авторы Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.)».

Научные руководители : Алиева Эвелина Факировна, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ, Радионова Ольга Радиславовна, кандидат педагогических наук, заведующий отделом организационно-методической поддержки программ и проектов Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ.

Проект представили : Алиева Эвелина Факировна, кандидат педагогических наук, Радионова Ольга Радиславовна, кандидат педагогических наук.

5. Частное учреждение культуры «Еврейский музей и центр толерантности, г. Москва.

Тема : «Использование инновационных средств учреждений культуры в формировании установок толерантного поведения и профилактике экстремизма среди подростков и молодежи – учащихся средних и средних специальных учебных заведений».

Научный руководитель : Алиева Эвелина Факировна, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ.

Проект представили: Макарчук Анна Владимировна, директор центра толерантности, кандидат психологических наук, Кореул Евгения Михайловна, тренер-игротехник Центра толерантности.

6. Государственное казённое образовательное учреждение Калужской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», Калужская область, г. Людиново .

Тема: «Развитие коммуникативных навыков социальной адаптации у детей-сирот с нарушением интеллекта младшего школьного возраста посредством современных информационных технологий».

Научные руководители : Белявский Борис Викторов, кандидат педагогических наук, заместитель Центра дошкольного, общего и дополнительного образования, Кокшунова Людмила Есиновна, кандидат медицинских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего и дополнительного образования.

Проект представили : Кузнецов Виктор Дмитриевич, директор школы-интерната, Белявский Борис Викторович, заместитель руководителя Центра, Тихонова Елена Викторовна, учитель-логопед школы.

7. Автономное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж». Тюменская область, г. Ханты-Мансийск.

Тема : «Организационно-педагогические условия и технология функционирования регионального многопрофильного базового центра по организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения (на примере Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа)».

Научный руководитель

Проект представил

8. Государственное образовательное учреждение центр образования № 1439, г. Москва.

Тема: «Организационно-педагогические особенности управления школой при переходе на обучение по индивидуальным учебным планам учащихся».

Научный руководитель : Блинов Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования.

Проект представил : Блинов Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор.

9. Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет», Забайкальский край, г. Чита.

Тема: «Модель Забайкальского экспертно-методического центра профессионального образования».

Научный руководитель: Блинов Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования.

Проект представил : Блинов Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор.

10. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», Чувашская Республика, г. Чебоксары .

Тема: «Разработка и апробация дидактической системы интерактивного профессионального самообучения и самообразования».

Научный руководитель : Блинов Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования.

Проект представил : Блинов Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор.

11. Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский техникум строительства и лесного хозяйства», Омская область, г. Омск .

Тема : «Формирование учебно-производственного кластера как необходимое условие практико-ориентированной подготовки кадров для строительства и лесного хозяйства».

Научный руководитель : Блинов Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования.

Проект представил : Блинов Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор.

12. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский технологический институт «ВТУ», г. Москва .

Тема : «Электронный учебник как формирующий компонент информационно-образовательной среды в системе непрерывного профессионального образования».

Научный руководитель : Зискин Константин Евгеньевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Центра профессионального развития и подготовки кадров.

Проект представили : Куклина Людмила Владимировна, директор колледжа МТИ, Зискин Константин Евгеньевич, кандидат педагогических наук.

13. Сетевая экспериментальная площадка:

13.1. Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 173 «Василек» акционерного некоммерческого общества «Планета детства «Лада» г. Тольятти, Самарская область.

13.2. Негосударственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 119 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Самарская область, г. Самара .

13.3. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, Структурное подразделение «Детский сад № 1 «Ромашка», Самарская область, муниципальный район Красноярский, с. Красный Яр .

13.4. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 «Облачко» городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти .

Тема: «Коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия социальных институтов в социализации дошкольников».

Научный руководитель : Доронова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий отделом дошкольного образования Центра дошкольного, общего и дополнительного образования.

Проект представила

14. Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», Московская область, г. Мытищи.

Тема: «Формирование правовой компетентности молодых участников образовательного процесса в условиях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов».

Научный руководитель : Загладина Хмайра Тимофеевна, кандидат исторических наук, руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования.

Проект представили : Певцова Елена Александровна, проректор университета, доктор юридических наук, доктор педагогических наук, Загладина Хмайра Тимофеевна, кандидат исторических наук.

15. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3, Мурманская область, г. Североморск, п. г. т. Росляково .

Тема: «Развитие творческой активности младших подростков во внеурочной деятельности с помощью проектной методики».

Научный руководитель

Проект представила

16. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенска, Республика Башкортостан.

Тема : «Метод постановки учебных задач как фактор развития творческой активности детей в урочной и внеурочной деятельности».

Научный руководитель : Максимова Светлана Валентиновна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социализации воспитания и неформального образования.

Проект представила : Максимова Светлана Валентиновна, кандидат психологических наук.

17. Сетевая экспериментальная площадка :

17.1. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», кафедра социологии и психологии, Саратовская область, Саратов .

17.2. Государственное казённое специальное коррекционное образовательное учреждение Саратовской области для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат lll-lV вида г. Саратова», Саратовская область, Саратов .

17.3. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 Октябрьского района города Саратова», Саратовская область.

Тема: «Региональная модель формирования безопасной образовательной среды для социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Научные руководители : Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра дошкольного, общего и дополнительного образования, Зарубина Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Проект представили : Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук, Зарубина Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук.

18. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Технологический колледж № 21 .

Тема : «Создание модели, обеспечивающей преемственность психолого-педагогического сопровождения профессионального становления и социальной адаптации людей с выраженными интеллектуальными нарушениями в образовательной системе: коррекционная школа – колледж – адаптационные рабочие места».

Научные руководители : Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра дошкольного, общего и дополнительного образования, Кокшунова Людмила Есиновна, кандидат медицинских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра.

Проект представил : Раздобаров Николай Дорофеевич, директор колледжа.

19. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Гуманитарный колледж информационно-библиотечных технологий № 58, г. Москва.

Тема : «Инновационные технологии повышения значимости библиотерапевтического эффекта литературы в социально-психологической поддержке студентов, их реабилитации и адаптации к профессиональной деятельности».

Научный руководитель

Проект представила : Яковлева Наталья Сергеевна, заведующий дневным отделением колледжа.

20. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж № 16, г. Москвы .

Тема : «Разработка модели профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации молодежи с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования».

Научный руководитель : Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра дошкольного, общего и дополнительного образования.

Проект представили : Завальская Светлана Александровна, директор, кандидат педагогических наук, Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук.

21. Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Зеленогорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Красноярский край, г. Зеленогорск .

Тема: «Разработка модели коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида с учетом современных требований социума».

Научные руководители : Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра дошкольного, общего и дополнительного образования, Зарубина Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук.

Проект представил : Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук.

22. Сетевая экспериментальная площадка:

22.1. Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики», Московская область, г. Серпухов .

22.2. Структурное подразделение администрации города Серпухова «Комитет по образованию», Московская область, г. Серпухов.

22.3. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (филиал в городе Серпухове Московской области), Московская область, г. Серпухов.

22.4. Филиал Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) / Университет машиностроения в городе Серпухове, Московская область.

22.5. Учебный центр «Интеграция» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) – МАИ на базе МОУ «ИИФ», Московская область, г. Серпухов.

22.6. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт информационных технологий и управления», Московская область, г. Серпухов.

22.7. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж», Московская область, г. Серпухов .

22.8. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Московский областной гуманитарный колледж», Московская область, г. Серпухов.

22.9. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» г. Серпухова, Московская область.

22.10. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования», Московская область, г. Серпухов.

22.11. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 47 «Радуга», Московская область, г. Серпухов.

Тема : «Интегрированная система непрерывного образования как основа воспроизводства кадров для устойчивого инновационного развития».

Научный руководитель

Проект представил : Бугаков Игорь Александрович, Вице-президент МОУ «Институт инженерной физики» по инновационным проектам, заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор.

23. Автономная некоммерческая организация «Классический пансион Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова», г. Москва.

Тема: «Организация системы социального воспитания обучающихся в условиях негосударственного образовательного учреждения».

Научный руководитель : Белогуров Анатолий Юльевич, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра методологии и организации профессиональной подготовки кадров.

24. Сетевая экспериментальная площадка:

24.1. Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Московский областной гуманитарный институт», Московская область, г. Подольск.

24.2. Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Московский гуманитарный институт», г. Москва.

24.3. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский институт управления и бизнеса», Брянская область, г. Брянск.

24.4. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления, бизнеса и технологий», Калужская область, г. Калуга.

24.5. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Среднерусский гуманитарно-технологический институт», Калужская область, г. Обнинск.

24.6. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова», Тульская область, г. Тула .

24.7. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево», г. Москва.

24.8. Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский техникум управления и бизнеса», Брянская область, г. Брянск.

24.9. Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тульский техникум экономики и управления», Тульская область, г. Тула.

24.10. Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Среднерусский колледж управления и бизнеса», Калужская область, г. Калуга.

24.11. Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Среднерусский университет (Алексинский гуманитарно-экономический техникум)", Тульская область, г. Алексин .

Тема: «Методология проектирования многоуровневого образовательного пространства на основе управления его качеством».

Научный руководитель : Белогуров Анатолий Юльевич, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра методологии и организации профессиональной подготовки кадров.

Проект представили : Белогуров Анатолий Юльевич, доктор педагогических наук, профессор, Володин Александр Анатольевич, проректор «Московского областного гуманитарного института», кандидат педагогических наук.

25. Сетевая экспериментальная площадка:

25.1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34», Нижегородская область, г. Дзержинск.

25.2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39», Нижегородская область, г. Дзержинск.

Тема: «Разработка образовательных моделей на основе развития информационно-коммуникационной среды современной школы».

Научный руководитель : Белогуров Анатолий Юльевич, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра методологии и организации профессиональной подготовки кадров.

Проект представил : Белогуров Анатолий Юльевич, доктор педагогических наук, профессор.

26. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский агро-технологический колледж», Ставропольский край, г. Невинномысск.

Тема : «Организационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития различных социально-демографических групп населения в условиях вариативной образовательной среды колледжа».

Научный руководитель : Малышева Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, ученый секретарь.

Проект представили : Переверзева Инна Владимировна, директор, Малышева Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Сергеева Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук.

27. Включить в сетевую экспериментальную площадку «Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья», утвержденную приказом ФГАУ «ФИРО» от 27.03.12 г. № 34 п. 1.2 «О присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» следующие учреждения:

27.1. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 2052 ВОУО ДО города Москвы;

27.2. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 2565 ВОУО ДО города Москвы;

27.3. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр Развития Ребенка детский сад № 2568 ВОУО ДО города Москвы;

27.4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка - детский сад № 34, Московская область, г. Жуковский.

Тема : «Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья».

Научный руководитель : Рунова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела дошкольного образования Центра дошкольного, общего и дополнительного образования.

Проект представила : Рунова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук.

28. Включить в сетевую экспериментальную площадку «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка», утвержденную приказом ФГАУ «ФИРО» от 27.03.12 г. № 34 п. 1.1 «О присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» следующие учреждения:

28.1. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 424» г. Перми, Пермский край;

28.2. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Жемчужина», Московская область, г. Подольск ;

28.3. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 15 «Медвежонок», Московская область, г. Подольск;

28.4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 1, Московская область, г. Орехово-Зуево;

28.5. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 11, Московская область, г. Орехово-Зуево;

28.6. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 12, Московская область, г. Орехово-Зуево ;

28.7. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 30, Московская область, г. Орехово-Зуево;

28.8. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 68 «Ромашка», Московская область, г. Люберцы;

28.9. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Василек» п. Томилино, Московская область, Люберецкий район;

28.10. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1720 «Новости» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, п. Малаховка;

28.11. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 82 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, г. Люберцы ;

28.12. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 59 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, г. Люберцы ;

28.13. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 21 «Лукоморье», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Урай.

28.14. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 87», Республика Башкортостан, г. Стерлитамак.

Тема: «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка».

Научный руководитель : Доронова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая отделом дошкольного образования Центра дошкольного, общего и дополнительного образования.

Проект представила : Доронова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор.

29. Создать сетевую экспериментальную площадку по теме «Проектирование системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на основе актуализации деятельностного подхода» (приказ ФГАУ «ФИРО» от 15.06.12 г. № 101 п. 1.1. «О присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»):

29.1. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр психолого – медико – социального сопровождения «Феникс», г. Москва.

Научный руководитель: Белогуров Анатолий Юльевич, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра методологии и организации профессиональной подготовки кадров.

30. Сетевая экспериментальная площадка:

30.1. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 1494, г. Москва .

30.2. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 296, г. Москва.

30.3. Государственное бюджетное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1782, г. Москва.

Тема: «Проектирование системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на основе актуализации деятельностного подхода».

Научный руководитель : Белогуров Анатолий Юльевич, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра методологии и организации профессиональной подготовки кадров.

Проект представили: Вартынь Вадим Борисович, директор школы, Белогуров Анатолий Юльевич, доктор педагогических наук, профессор.

Решение о присвоении статуса экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» будет объявлено приказом ФГАУ «ФИРО».

Состав членов диссертационного совета Д 212.342.02 при ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

имя, отчество

Ученая степень, шифр

Специальности в совете

Лейбович

Александр Наумович

Председатель диссертационного совета, член-кор. РАО, доктор педагогических наук, профессор,
Блинов

Владимир Игоревич

Заместитель председателя, доктор педагогических наук, профессор,
Манюкова

Вера Николаевна

Ученый секретарь, кандидат педагогических наук, доцент, )
Алексахин

Сергей Васильевич

Доктор технических наук, профессор

(13.00.02, педагогические науки)

Глазунов

Анатолий Тихонович

Бутко

Евгений Яковлевич

Доктор экономических наук, профессор

(13.00.08, педагогические науки)

Белогуров

Анатолий Юльевич

(13.00.08, педагогические науки)

Босова

Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор (13.00.02, педагогические науки)
Захарова

Татьяна Борисовна

Доктор педагогических наук, профессор

(13.00.08, педагогические науки)

Кива

Александр Алексеевич

Доктор педагогических наук, профессор

(13.00.08, педагогические науки)

Менькова

Светлана Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор

(13.00.08, педагогические науки

Никитин

Михаил Валентинович

Доктор педагогических наук, профессор

(13.00.08, педагогические науки

Новиков

Петр Николаевич

Доктор педагогических наук, профессор

(13.00.02, педагогические науки)

Поволяева

Марина Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор

(13.00.08, педагогические науки)

Пермяков

Олег Евгеньевич

Доктор педагогических наук, доцент

(13.00.08, педагогические науки

Рыкова

Елена Анатольевна

Доктор педагогических наук, профессор

(13.00.02, педагогические науки)

Факторович

Алла Аркадьевна

Доктор педагогических наук, профессор

(13.00.08, педагогические науки)

Уваров

Александр Юрьевич

Доктор педагогических наук,

ст.н.сотрудник (13.00.02, педагогические науки)

Шаронова

Наталия Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор

(13.00.08, педагогические науки)

19 сентября 2011 г. — Поздравляем коллег с наградой

За значительный вклад в создание образцовых учебников и учебно-методической литературы, совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения и многолетний плодотворный труд в сфере образования награждены:

медалью К.Д. Ушинского

Анатолий Юльевич Белогуров , руководитель Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров;

Светлана Васильевна Кривцова , руководитель Центра развития психологической службы образования;

Елена Анатольевна Рыкова , заведующий сектором Центра начального, среднего, высшего и профессионального образования;

Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской федерации

Сергей Николаевич Комаров , старший научный сотрудник.

Белогуров Анатолий Юльевич - доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального развития и подготовки кадров Федерального института развития образования (www.firo.ru).В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Теория и практика гуманитаризации современного естественнонаучного образования: принципы, подходы, технологии».В 1997 году удостоен премии Института «Открытое общество»; в 2002 и 2004 гг. - грантов Российского гуманитарного научного фонда для организации научных исследований по актуальным направлениям развития отечественного образования.В 2003 г. защитил диссертацию «Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX-XXI веков» на соискание ученой степени доктора педагогических наук.С 2004 по 2007 гг. - заведующий кафедрой психологии Северо - Осетинского государственного университета. С 2005 по 2007 гг. - заместитель министра образования и науки Республики Северная Осетия - Алания.С 2007 г. - руководитель Центра профессионального развития и подготовки кадров Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации.Член редколлегии научно-теоретического журнала Российской академии образования «Педагогика».Действительный член Европейской академии естественной истории (European Academy of Natural History); действительный член Международной педагогической академии; член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.В 2011 г. Российской Академией Естествознания присвоено Почетное звание «Основатель научной школы» по направлению «Философия и методология развития этнорегиональных образовательных систем».
Подготовил 11 кандидатов педагогических наук.Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2007 г.). Награжден Медалью К. Д. Ушинского (2011 г.).Исследовательские интересы: изучение этнорегиональных образовательных систем, поликультурное образование, образовательная политика, вопросы подготовки педагогических кадров.Опубликовал более 280 научных и научно-методических работ по философии и социологии образования, педагогике, психологии. Некоторые публикации:

  1. Белогуров А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX-XXI веков. Монография. - М.: Изд-во Международной педагогической академии, 2003. - 17 п.л.
  2. Белогуров А. Ю. Роль образования в стратегии формирования поликультурной воспитательной среды // Совет ректоров. Научно-практический журнал. - М., 2008. - №5. - С.101−103.
  3. Белогуров А. Ю. Приоритеты воспитания в процессе подготовки современного специалиста // Педагогическое образование и наука. - №5. - 2009. - С.20−25.
  4. Белогуров А. Ю. О приоритетах организации поликультурного образования в контексте глобализационных процессов // Образовательная политика. - №9. - 2009. - С.20−25.
  5. Белогуров А. Ю. Многокультурное образование в контексте глобализационных процессов // Образование и межнациональные отношения: теория и практика многокультурного образования / Под ред. Э. Р. Хакимова. - Ижевск: ГОУ ВПО «УдГУ», 2009. - С.16−22.
  6. Белогуров А. Ю. О приоритетах стратегии реформирования современного педагогического образования // Образовательная политика. - №10. - 2009. - С.32−43.
  7. Белогуров А. Ю. Поликультурность как социальный и психолого-педагогический феномен // Поликультурное языковое образование. - №3. - 2009. - С.18−19.
  8. Белогуров А. Ю. Духовно-нравственное развитие ребенка в стратегии построения современной образовательной практики // Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие. - Ростов на-Дону: ИПО ПИ РФЮ, 2010. - С.59−64.
  9. Белогуров А. Ю. Развитие современного профессионального образования: стратегия преодоления кризиса // По ту сторону кризиса: модернизационный потенциал фундаментального образования, науки и культуры / Под ред. А.Колганова, Р.Крумма. - М.: Культурная революция, 2010. - С.129 - 132.
  10. Белогуров А. Ю. Стратегия и методология социокультурной модернизации регионального образования: опыт двух десятилетий // Педагогика. - №2. - 2012. - С.13−22.
  11. Belogurov, A. (2011). Development of Academic Mobility in Russia: Regional Aspect. Higher Educational Mobility: Challenges and Prospects / ed. by E. Viktorova. St Petersburg, State University of Service and Economics. - pp.30−32.